Описание:И. М. Кобозева, Н.Ю. Лукашевич
C/к и c/c (для 1-4 курсов) Человеческие характеры сквозь призму языка.
Людей можно разделять на категории (категоризовать) по разным основаниям, напр., по полу, возрасту, внешнему облику, социальной роли и т. п. объективным признакам, для установления которых достаточно просто взглянуть или на самого человека или на его документы. «Характер» человека — это тоже основание для категоризации людей, но процедура, лежащая в основе идентификации в человеке «черты характера» существенно сложнее. Она предполагает распознавание в конкретных поведенческих актах некоей абстрактной схемы, закрепленной в значении слов типа скромный, зануда, эгоист, кроткая и т.д. Выявить такие схемы — задача нетривиальная, которую так или иначе пытались решить уже античные философы (см., напр., «Характеры» Феофраста). Лексическая семантика и лексикография долгое время пытались обойти проблему, предлагая вместо экспликации значения характрологических слов ряды квазисинонимов, ср., скромный 2 = ‘сдержанный, умеренный, простой и пристойный’ (Ожегов), но относительно недавно был предложен, более адекватный способ представления их значения — импликативная схема, получившая название «шаблон поведения» (Ю.С.Мартемьянов). Формулирование шаблонов поведения предполагает тщательный анализ условий употребления соответствующих «гиперлексем» (напр., скромный, скромность, скромно, скромник и т.п.) на корпусном материале, позволяющий выяснить в каком типе (типах) ситуаций проявляется данная черта характера и в каком типе (типах) поведения она проявляется. Для проверки выдвигаемых гипотез далее можно проводить разного рода семантические эксперименты. Промежуточным этапом на пути создания лексикона характеров может быть лексическая база данных, фиксирующая все релевантные аспекты языкового поведения характерологических слов.
С/к – с/c вводит в проблему и предполагает проведение слушателями самостоятельного исследования какой-либо группы «характеров», объединенной типом ситуации, в которой они проявляются (напр., характеры, связанные с ситуацией (возможной) траты/приобретения ресурса: скупой, жадный, щедрый, экономный и др.), которое может стать курсовой или дипломной работой.