Описание:Перед географией стоит проблема радикального обновления образовательного процесса. Необходимость масштабных нововведений определяется целым комплексом причин – модернизацией экономики, изменениями менталитета подрастающего поколения, ростом учебных нагрузок, обострением конкуренции с быстро развивающимися дисциплинами, перестройкой самого обучения в высшей школе и т.д.
В складывающейся обстановке географии предстоит взять на себя прежде всего выполнение синтетической роли; она должна стать предметом, открывающим системную картину мира. Задача очень сложна, поскольку основное внимание в преподавании географии до сих пор уделялось изучению объектов в аспекте их индивидуальности, что предопределило существование понятийно-терминологических контрастов и несоответствий между фундаментальными науками, с одной стороны, и географией – с другой. Речь идет не о разрыве с традициями, а смещении акцентов: студенты будут знакомиться не только с различиями от места к месту по преимуществу, но в первую очередь – с теми силами, которые связывают разнородные и разнокачественные тела в одно целое.
Преподавание географии должно быть сфокусировано на познании закономерностей строения, функционирования, развития геосистем и правил управления геосистемами как природными и общественно-природными образованиями, созданными потоками естественной и произведенной энергии и информации. В соответствии с этой установкой на передний план в программе обучения следует выдвинуть темы движения вещества различных видов, взаимодействия между полями (в особенности солнечного и лунного происхождения) и веществом, отношений живых организмов и минерального вещества, вещественно-энергетических связей социумов и этносов с географически структурированной окружающей средой, т.е. темы, которые имеют общенаучное значение, но на конкретно-земном уровне разрабатываются в физической географии и смежных дисциплинах.