Описание:Дисциплина может быть предложена в качестве курса по выбору в рамках общеуниверситетского модуля: Естественнонаучная картина мира и безопасный образ жизни.
Трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы (72 часа), из них 18 часов лекционных занятий, 18 часов лабораторных занятий и 36 часа на самостоятельную работу; форма оценки: зачет. Данная учебная дисциплина включена в раздел " Б1.ДВ3 общепрофессиональный" основной образовательной программы 021900.62 Почвоведение и относится к вариативной части. Дисциплина может быть предложена для изучения в 5 семестре (3 курс).
Перед началом освоения курса студент должен освоить дисциплины:
"Геодезия"; "Современные информационные технологии"; “Картография почв “; “Математические методы и моделирование в почвоведении”; у
студента должна быть сформирована общекультурная компетенция: "использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования" (ОК-6).
Компетенции, в формировании которых может участвовать данная дисциплина: ОК-11: понимание сущности и значения информации в современном обществе; владение основными навыками, методами, способами получения, хранения, обработки и воспроизведения информации; навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях; ПК-8: использованием информационных средств на уровне пользователя, способностью осваивать и использовать информационные технологии для решения задач в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиология почв, охраны и рационального использования почв.
Цели освоения дисциплины: Изложение принципов построения и современных методов использования геоинформационной инфраструктуры. Воспитание у студента системного подхода к оценке почв, учету и управлению земельными ресурсами на основе формирования и использования единого геоинформационного пространства. Ознакомление студента с основами геоинформационной концепции и ее практическими реализациями. Формирование навыков работы с географическими информациоными системами (ГИС).
Содержание дисциплины:
Модуль 1. Цели геоинформационного картографирования. Геоинформационная концепция. Создание единого геоинформационного пространства и построение национальной геоинформационной инфраструктуры. Прикладные задачи геоинформационного картографирования. Базовые цели и задачи; требования к геоизображениям; принципы и методы их проектирования и изготовления; технологии сбора, анализа, обработки и доведения геоизображений до пользователей; выбор (разработка) и обоснование ГИС, ее информационного, математического, лингвистического и технического обеспечения; нормативно-правовые документы, стандарты метаданных, электронных карт, обмена геоинформацией.
Модуль 2. Геоинформационные системы. Общие требования к ГИС. Стандартные функции ГИС. Полнофункциональность: возможность решения задач оценки земельных ресурсов и охраны почв, отраженных в нормативно-методических документах федеральной службы, в рамках единой технологии, от проектирования до подготовки отчетных материалов. Совместимость форматов, возможности импорта-экспорта данных.
Рабочая среда, управление проектами. Просмотр и визуализация. Ввод и редактирование данных. Подготовка данных. Конвертирование: растр-вектор. Форматы обмена данными.
Обработка изображений.Восстановление и коррекция. Преобразование. Спектральные характеристики. Классификаторы. Общегеографический анализ.Запросы к базам данных. Алгебра карт. Анализ дальности. Анализ контекста. Пространственно-временной анализ.
Пространственная статистика. Исследование связей и зависимостей. Расчет потенциалов. Таксономия. Многомерное районирование, в том числе с использованием экспертных оценок. Поддержка решений. Оптимизация по набору критериев качества прогнозирования. Оценка стратегии полевых работ, предлагаемых пользователем-почвоведом.
Модуль 3. Методические аспекты применения ГИС. Создание базы данных по материалам ранее проведенных работ. Карты: изученности, обзорные, фактического материала, почвенные, геофизические, геохимические, экологические. Объектно-привязанная описательная и иллюстративная информация: кадастровые данные, описание проявлений, результаты анализов, зарисовки, фотографии. Обработка и интерпретация материалов ранее проведенных работ; монтаж имеющихся карт и устранение невязок. Формирование базы данных дистанционного зондирования. Преобразование, статистическая обработка, фильтрация данных; составление предварительной карты закономерностей, включая выявление, оценку и картографирование контролирующих факторов; построение моделей прогнозируемых объектов; получение сравнительной, синтезированной в числовой форме, оценки для каждой точки территории; систематизация и обобщение почвенно-экологических данных, планирование полевых работ.
Основные образовательные технологии
При проведении лекций и практических занятий используются следующие образовательные технологии: мультимедийные лекции; электронные формы контроля; самотестирование студентов.
Учебный процесс базируется на концепции компетентностного обучения, ориентированного на формирование конкретного перечня профессиональных компетенций, актуализацию получаемых теоретических знаний. Развертывание компетентностной модели обучения предполагает широкое применение инновационных способов организации учебного процесса, в том числе применение метода проектного обучения, технологий управляемого самостоятельного обучения, в том числе балльно-рейтинговой системы, а также внедрение системы онлайн-поддержки внеаудиторной работы студентов.
Практические занятия проводятся в компьютерном классе с установленной ГИС QGIS2. Студенты выполняют самостоятельные ГИС-проекты для одного из 40 хозяйств Ростовской области с применением цифрового картографического материала доступного в сети Интернет и актуальных данных, содержащихся в ГИС мониторинга плодородия земель сельхозназначения Ростовской области.
Формы контроля
Текущий контроль: посещение лекций, работа на практических занятиях.
Рубежный контроль: тестирование, выполнение индивидуальных заданий.
Промежуточная аттестация: зачет, выставляется по результатам работы в семестре.