Описание:АННОТАЦИЯ
Наименование дисциплины «Арт-терапия и игротерапия в работе с лицами с ОВЗ».
Рекомендуется для направлений:
Специальное (дефектологическое) образование
Педагогическое образование
Профили: "Олигофренопедагогика", «Специальная психология», "Дошкольная дефектология", "Логопедия", "Начальное образование"
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
1. Цель освоения дисциплины: сформировать у студентов понимание того, что искусство, являясь формой художественно-эстетического освоения мира, играет существенную роль не только в формировании художественной культуры ребенка с ОВЗ, но и оказывает на них лечебное воздействие, являясь способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. А также показать будущим бакалаврам, что игровая терапия, являясь разновидностью арт-терапии, одно из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности ребенка с ОВЗ с тем, чтобы содействовать ему в преодолении психологических и социальных трудностей, препятствующих личностному и эмоциональному развитию.
2. Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);
- готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);
- готовности к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);
- готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного профессионального самоопределения (ПК-8);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
• историю возникновения арт-терапии как оного из направлений коррекционной помощи детям и подросткам с ОВЗ;
• виды арт-терапии, их коррекционное и терапевтическое воздействие;
• отличие творческой терапии от атр-терапии;
• сущность, содержание, технологию арт-терапии игротерапии;
• функции, виды, формы игротерапии;
• принципы игрового терапевта;
• основные техники игротерапии.
уметь:
• применять полученные знания в области специальной психологии как дополнительные при освоении дисциплин профильной подготовки и в своей профессионально-образовательной практике;
• определять задачи арт-терапевтической помощи при работе с детьми и подростками с ОВЗ, имеющими определенные психологические проблемы;
• подбирать виды и формы арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми с ОВЗ разных возрастов;
• разрабатывать различные типы заданий, используемые в практике арт-терапии;
• использовать основные техники игротерапии;
• организовывать арт-терапевтическое пространство для проведения психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ.
владеть:
• умениями проведения арт-терапии и игротерапии с детьми с ОВЗ разных возрастов.
3.Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).
4. Основные разделы дисциплины:
1. Арттерапия и ее коррекционное и терапевтическое воздействие.
2. Арттерапия в системе психокор-рекционной помощи детям с проблемами в развитии.
3. Некоторые диагностические подходы к изучению личности ребенка с проблемами в развитии.
4. Арттерапевтические методики в спе-циальном дошкольном образовательном учреждении.
5. Применение арттерапевтических тех-ник в специальном школьном образовании.
6. Игротерапия.
5. Разработчик:
Сизова А.В. - кандидат педагогических наук, профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства ФГБОУ ВПО "МПГУ", доцент.