Описание:Аннотация курса
«Эмбриология насекомых»
Дисциплина «Эмбриология насекомых» относится к базовой части учебного плана аспирантуры по направлению «Энтомология» и изучается на 1-м курсе аспирантуры. Форма проведения дисциплины – лекции (28 ч).
Цель курса – ознакомить аспирантов с особенностями эмбрионального развития и его роли в эволюции разных групп насекомых. Слушатели курса приобретут теоретические знания об основных особенностях эмбриогенеза насекомых, роли молекулярно-генетических исследований в решении проблем эмбрионального развития насекомых, приобретут опыт интеграции знаний по эмбриологии насекомых с современными достижениями в области биологии развития. Предусмотрено детальное освещение роли эмбриологии насекомых в решении фундаментальных проблем общей зоологии.
Программа курса включает освещение истории эмбриологии насекомых и ее связи с другими науками. Для понимания места эмбриологии в индивидуальном развитии и особенностях его дифференцировки у насекомых будут рассмотрены теории возникновения онтогенеза многоклеточных, чередование поколений разного типа, голобластическое и меробластическое развитие, а также типы онтогенеза насекомых.
При анализе строения и развития половых клеток насекомых будут рассмотрены следующие вопросы: гаметогенез, происхождения первичных половых клеток, строение яичников и типы яйцевых трубок, превителлогенез в овариолах разного типа, вителлогенез, созревание ооцитов и формирование оболочек яйца, процесс овуляции, развитие и созревание сперматозоидов, стадии сперматогенеза, строение и типы сперматозоидов насекомых. Будет уделено внимание вопросам партеногенеза. В отдельную тему выделены вопросы полярности яйца, формирования градиентов в развивающемся ооците, ооплазматической сегрегации и ее значения для пространственной организации развития эмбриона.
В последующих лекция слушатели ознакомятся с начальными стадиями эмбриогенеза, включая данные по типам дробления яиц насекомых, формированию бластулы, формированию зародышевой полоски и детерминации осей тела. При освещении стадий гаструляции и формирования зародыша будут рассмотрены способы гаструляции, сегментация зародыша, бластокинезы, формирование эмбриональных оболочек (сероза, амнион, индузиум, трофамнион) и их функции, эмбриональные линьки.
В курс включены материалы по генетической регуляция хода онтогенеза: дифференциальной активности генов в процессе эмбрионального развития, вклада материнских генов, генов сегментации и гомеозисных генов в развитие организма, роли гомеозисных генов в морфогенетические процессы, детерминации пола у насекомых и ее молекулярно-генетические основы.
При характеристике органогенеза будут рассмотрены клеточная дифференцировка, взаимодействие зачатков, развитие эктодермальных, мезодермальных и энтодермальных органов, становление функций формирующихся органов в эмбриогенезе. Особое внимание будет уделено формированию и строению провизорных органов насекомых (первичный и вторичный дорсальные органы, плейроподии) и их роли в эмбриональном развитии. В завершении общей части курса будут рассмотрены вопросы физиология эмбрионального развития насекомых. и проведено сравнение концепций морфогенетических центров (по экспериментальным и молекулярно-генетическим данным).
При изложении вопросов сравнительной эмбриологии насекомых будут последовательно рассмотрены особенности эмбриогенеза первичнобескрылых, насекомых с неполным (Hemimetabola) и полным (Holometabola) превращением. В заключительной части курса рассматриваются вопросы эволюции онтогенезов насекомых и роль эмбрионизации в эволюции последних.
В результате освоения дисциплины аспирант должен знать особенности эмбрионального развития разных групп насекомых, его роли в индивидуальном развитии и эволюции организмов. Должен уметь применять знания в области эмбриологии насекомых при изучении их биологии, физиологии, гистологии, влияния биологически активных соединений и средств борьбы с насекомыми на эмбриональное развитие последних. Должен уметь применять полученные знания в других областях биологии: общей зоологии, генетике, теории эволюции.