Описание:В курсе раскрывается направленность современных лингвокогнитивных теорий на отражение связи языка и различных способностей человека (восприятия, категоризации, памятью, мышлением, социализацией и общением), что помогает раскрыть суть современного понимания когнитивной лингвистики и очертить основные периоды её развития. В рамках курса также предлагается рассмотреть современные методы когнитивного анализа языковых данных, в частности интроспективный, корпусный, квантитативный, эмпирический и концептуальный.
Уделяется внимание выделению перцептивно-ориентированных лингвокогнитивных моделей, которые учитывают разные аспекты контактов человека с внешним миром: отражение определённых свойств объекта в форме знака, реализуемое в иконичности; противопоставлении фигуры и фона как важных с точки зрения наблюдателя сущностей; отражении внутреннего состояния субъектов посредством взаимодействия Агониста и Антагониста как разных сил; внешнем отражении объектов через апелляцию к телесным, перцептивным, пространственным, силовым и динамическим образ-схемам.
Выделены и рассмотрены также лингвокогнитивные модели, основанные на категоризации, которые охватывают классический подход, психологические теории прототипов и лучшего образца, а также теорию построения перспектив.
Лингвокогнитивные модели, которые учитывают особенности памяти, представлены концептами, фреймами (схемами) и картиной мира. При этом, концепты предлагается рассмотреть в оппозиции номинативные :: перспективизационные :: синтетические.
Лингвокогнитивные модели, связанные с мышлением, охватывают концептуальную метонимию, концептуальную метафору и теорию концептуальной интеграции.
Значительное внимание уделено дискурсивным исследованиям концептуальной метафоры, метонимии и метафтонимии, разрабатываемые в границах когнитивной социолингвистики
и когнитивной этнолингвистики.
В курсе также рассмотрены модели, которые отражают различные способности человека в дискурсивной деятельности, содержащиеся в теориях когнитивной и конструкционной грамматик, когнитивной риторики и поетики.