Описание:Дисциплины «Педагогика и психология ВШ» преподается в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего образования (ВО) по направлениям подготовки 04.06.01 «Химические науки», 05.06.01 «Науки о земле», 06.06.01 – Биологические науки, 09.06.01 – Информатика и вычислительная техника, 11.06.01 – Электроника, радиотехника и системы связи, 18.06.01 – Химическая технология, 19.06.01 – Промышленная экология и биотехнология, 20.06.01 – Техносферная безопасность, 28.06.01 – Нанотехнологии и наноматериалы, 38.06.01 – Экономика, 39.06.01 – Социологические науки» и пр.
Цель освоения дисциплины: способствовать формированию педагогической позиции аспиранта, обусловливающей творческое проявление его личности как будущего преподавателя.
Задачи:
- ознакомление с основными общепедагогическими методами и психодиагностическими методиками, психолого-педагогическими технологии в создании и развитии системы «преподаватель – аудитория», процессе самообучения, личностного и профессионального развития;
- формирование у обучающихся компетенций решения широкого спектра социально-педагогических проблем, стоящих перед профессионалом, таких как:
- анализировать педагогические ситуации, выявлять противоречия в процессе развития личности;
- формулировать задачи развития личности и определять пути и средства их решения;
- оценивать педагогические воздействия (их содержание и формы), заранее продумывать, к каким результатам они могут привести (умение прогнозировать);
- обосновывать свои суждения о целесообразности педагогических действий, используя знания о процессе развития личности в студенческом возрасте;
- осмысливать свои собственные действия при организации педагогического процесса, (насколько это будет возможным), не допускать импульсивности, стихийности и случайности в организации воспитательно-образовательного процессе (в рамках преподаваемого предмета).
Изучение дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» при подготовке кадров высшей квалификации способствует приобретению универсальных и общепрофессиональных компетенций:
- способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития;
- готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.
Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны
знать:
- сущность и структуру педагогического процесса высшей школы, особенности современного этапа развития высшего образования в мире,
- психолого-педагогические технологии обучения и развития, самообучения и саморазвития,
- способы взаимодействия преподавателя с различными субъектами педагогического процесса;
уметь:
- использовать современные психолого-педагогические технологии для решения широкого спектра социально-педагогических проблем, стоящих перед профессионалом;
- планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития;
владеть:
- психолого-педагогическими методами обучения,
- способами мотивации обучающихся к личностному и профессиональному развитию.