ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Объектом анализа настоящего доклада станет произведение И. Кабакова «Человек, который улетел в космос из своей комнаты» (1985/1986). Это — одна из первых и самых знаменитых «тотальных инсталляций» художника, который получил мировое признание благодаря своей практической и теоретической работе, связанной с инсталляционным жанром. Проблема движения, или миграции, в избранной работе развивается на трёх уровнях: 1. Сюжетный — биографический. Данная инсталляция посвящена побегу, «избавлению от советского» (Е. Андреева), так как жилец «Комнаты» И. Кабакова, по сюжету, разработал план бегства в космос и, видимо, сумел его осуществить. Один из путей, по которым может пойти анализ инсталляции, — это рассмотрение её в контексте застойной атмосферы начала 1980-х и в связи с биографией самого «эмпирического автора» (У. Эко), эмигрировавшего из СССР в конце 1980-х. 2. Экспозиционный. Эта работа, ставшая практически визитной карточкой И. Кабакова, участвовала в многочисленных выставках за рубежом. При этом инсталляция, безусловно, является той формой искусства, для которой проблематика связи с местом, постоянства — и подвижности, мобильности имеет особую остроту. Историк инсталляции Дж. Челант формулирует это как противопоставление понятий «in situ» и «installation». Экспозиционная история инсталляции «Человек, который улетел в космос из своей комнаты» вступает в резонанс и с утверждениями И. Кабакова о нетранспортабельности и нематериальности инсталляции, выдвинутыми в его важнейшем труде «О “тотальной” инсталляции». 3. Интермедиальный. Сама структура работы И. Кабакова позволяет проследить миграцию приёмов разных искусств в интермедиальный, синтетический по своему существу жанр инсталляции. С опорой на идеи Ю. Ребентиш, К. Гринберга, М. Фрида и других, мы постараемся раскрыть траектории этих заимствований и выявить морфологический тип, к которому принадлежит инсталляция И. Кабакова и который побуждает зрителей к определённому вектору её восприятия.