ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Переживание учебных ситуаций различного содержания как личностно значимых приводит к осознанию их результатов в форме личного знания и субъективно принятых ценностей, тем самым позволяет использовать их в процессе социализации. Данное положение имеет особую значимость для системы образования субъектов профессиональной деятельности - российского учительства. Специфические свойства педагогов как обучающегося контингента актуализируют психолого-педагогические требования ко всей системе непрерывного образования в России. В качестве таких особенностей системы непрерывного обучения субъектов профессиональной деятельности выделим основные. Это обучение проводится в рамках системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Возросшие темпы социальных изменений приводят к необходимости многократного образования, поэтому роль системы непрерывного образования, повышения квалификации и переподготовки кадров особенно велика. Данная система, созданная в советское время и для решения определенных социально-политических задач, сегодня уже не удовлетворяет потребности современного российского общества. Нужен переход к модели социально и культурно ориентированной, связанной с использованием внутреннего потенциала взрослого человека, его опыта, способностей к эстетическому и ценностному переживанию жизни. В системе переподготовки педагогов опора образовательного процесса на индивидуальный жизненный опыт и личностные ценности просто необходима, поскольку здесь мы имеем дело с профессионально состоявшимися людьми, с уже сложившимся мировоззрением и осознанными образовательными потребностями. В этой связи особую теоретическую значимость приобретает проблема обучения взрослых. Профессионалы, осуществляющие образовательный процесс, испытывают на себе многократно усиленное воздействие социальных преобразований, поскольку включены в него и социально и профессионально. Поэтому система их подготовки должна быть ориентирована на требования, которые предъявляет профессиональная деятельность к личности учителя. Эти требования достаточно велики и предполагают определенный уровень социальной зрелости, то есть при обучении педагогов мы имеем дело не просто с взрослыми людьми, а с людьми, сознательно выбравшими педагогическую сферу деятельности как профессиональную. Этот профессиональный и жизненный выбор предполагает влияние определенных смыслообразующих мотивов их ценностных ориентаций. Тогда исследование проблемы образования взрослых должно быть дополнено анализом личностных детерминант субъектов профессиональной деятельности - профессиональных мотивов и ценностно-смысловых ориентации педагогов.