ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Возросшие темпы социальных изменений приводят к необходимости непрерывного (многократного) образования. Поэтому роль системы непрерывного образования, дополнительного образования взрослых (повышения квалификации и профессиональной переподготовки), особенно велика. Эта система, созданная в сталинское время для решения определенных системных (социально-политических и организационно-экономических) задач, уже не удовлетворяет потребности российского социума. Нужен переход к модели социально и культурно ориентированной, связанной с использованием внутреннего потенциала человека, его опыта, способностей к эстетическому и ценностному переживанию жизни. В системе пере¬подготовки опора образовательного процесса на индивидуальный жизненный опыт и личностные ценности просто необходима, поскольку здесь мы имеем дело с взрослыми людьми, с уже сложившимся мировоззрением и осознанными образовательными потребностями. В этой связи особую теоретическую значимость приобретает проблема обучения взрослых. Профессионалы, осуществляющие инновационный процесс, испытывают на себе многократно усиленное воздействие социальных преобразований, поскольку включены в него и социально и профессионально. Поэтому система их подготовки должна быть ориентирована на требования, которые предъявляет инновационная деятельность к личности. Эти требования достаточно велики и предполагают определенный уровень социальной зрелости. То есть при обучении инноваторов мы имеем дело не просто со взрослыми людьми, а с людьми, сознательно выбравшими инновационную сферу деятельности как профессиональную. Этот профессиональный и жизненный выбор предполагает влияние определенных смыслообразующих мотивов их ценностных ориентаций. Поэтому дальнейшее исследование проблемы образования взрослых должно быть дополнено психолого-педагогическим анализом личностных детерминант субъектов инновационной деятельности - профессиональных мотивов и ценностно-смысловых ориентаций. Важнейшая проблема образования взрослых - это полноценное использование их личностного потенциала и жизненного опыта в процессе обучения. Для решения этой проблемы необходимо понимание личностных детерминант образовательного процесса и особенно - того смысла, который имеет для них профессиональная подготовка и переподготовка. Смысл определяется отношением мотива к цели деятельности. Тогда смысл процесса обучения взрослых будет определяться их ведущими мотивами, в том числе - текущими задачами социализации.