ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Описывая мультимодальные приемы регулирования обменом репликами в диалоге, исследователи упоминают о жестикуляции говорящего (пока жестикуляция продолжается, говорящий не намерен уступать слово) и направлении взгляда. Так, в книге Е.А. Гришиной «Русская жестикуляция с лингвистической точки зрения» (2017) показано, что в диалоге говорящий и слушающий могут использовать разные стратегии, чтобы сообщить собеседнику о планируемом сохранении ролей или их смене. При внимательном рассмотрении можно заметить такое явление в жестикуляции, когда жестикулирующий начинает некоторый жест, но прерывает его, так что можно говорить о жестовых фальстартах (по аналогии с фальстартом в речи). Такие фальстарты нередки у слушающего, что может служить сигналом говорящему о желании слушающего взять слово. Незавершенные жесты могут встречаться и у говорящего при переходе слова к слушающему. Таким образом, жестикуляция с точки зрения смены ролей в диалоге, также как и направление взгляда, предполагает независимость участников коммуникации и возможность согласования перехода слова от говорящего к слушающему в несколько этапов. Аналогично фальстартам в речи, жестовые фальстарты могут сигнализировать также о трудностях, с которыми встречается говорящий при формулировании своей мысли (в таких случаях они сочетаются с речевыми сбоями и паузами хезитации). Заметно реже встречаются фальстарты в жестах в середине реплики говорящего при сохранении плавности речи. Здесь они интересны как показатель перестройки замысла в процессе речи. Сравнивая сбои в жестикуляции с речевыми сбоями, можно заметить случаи, когда говорящий заметно замедляет движение рук, обычно это происходит на подготовительной или завершающей фазе жеста. Это сочетается с паузами хезитации в речи, так что можно говорить о том, что два канала в коммуникации – просодический и мануальный – имеют много сходных особенностей, и подходы, уже достаточно освоенные при изучении речевых сбоев, можно применить, с некоторой модификацией, к изучению сбоев в жестикуляции.