ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
• Язык существует в речи и через речь и не знает иного способа существования • Речь существует в двух своих основных видах: устной и письменной, которые диалектически связаны между собой • Язык является основным средством коммуникации между людьми. • В животном мире основным средством взаимодействия между особями является инстинкт, который и обусловливает баланс индивидуальных особенностей каждого вида. • Коммуникация занимает место инстинкта в человеческом обществе. Именно благодаря лингвистической коммуникации достигается баланс индивидуальных потребностей и устремлений членов человеческого коллектива • Целью коммуникации является передача смысла на основе прагматически обусловленных значений слов. • Смысл – по определению Готлоба Фреге – это близость значений. • Близость значений обусловлена синтаксическими и сверхсинтактическими отношениями слов в контексте речи. • Синтаксис обусловливает устойчивые отношения единиц языка в границах предложения • Для целей эффективной коммуникации вертикальных отношений в границах одного предложения явно не достаточно • Для обеспечения гармоничных вертикальных отношений в процессе коммуникации человечество вырабатывает различные законченные и частично законченные формы сообщения, превышающие границы одного предложения • Законченное произведение речи является необходимым ограничителем вертикальных отношений в процессе коммуникации • В границах законченного произведения речи могут существовать промежуточные завершенные формы, обусловливающие образование вспомогательных смыслов, которые в совокупности образуют единое пространство авторского замысла – намерение. • Намерение может быть выражено в виде короткого обобщающего тезиса, если сообщение является информационным, или не может быть выражено в словесной форме, если задача автора состоит в создании виртуальных образов. • В рамках законченного произведения речи или, иначе говоря, в тексте, возникает множество вертикальных отношений между отдельными понятиям, фрагментами сообщения, предложениями, именами, реалиями. • Вертикальные отношения в тексте не являются линейными и плоскостными. Иначе говоря, одна единица сообщения может быть связана смысловыми отношениями с несколькими единицами в пространстве данного текста, а также с фрагментами иных текстов и явлений культуры, находящимися за пределами данного текста. • Динамика законченного произведения речи обусловлена двумя параллельно протекающими процессами восприятия: 1) оценкой старого и нового в речи 2) оценкой относительной значимости (выделенности) единиц сообщения. • Выделенность единиц сообщения достигается широкой палитрой средств, включая синтаксис, интонацию, лексическую неоднородность, повторы (анафора), градацию, контраст, параллельные конструкции. • Палитра и ландшафт выделенности речевых единиц в границах законченного произведения речи обусловливают способ существования такого произведения в сознании говорящего или слушающего как цельного, неделимого и несущего единый посыл, ассоциирующийся с намерением автора • Схема восприятия произведения речи присутствует в нашем сознании в виде «схематов» - то есть частично свернутых, автоматизированных речевых импульсов. • Автоматизация достигается за счет частоты употребления некоторых речевых конструкций, когда функции аналитического центра мозга – зоны Брока – предельно заторможены • Актуализация, которая обусловливает выделенность элемента сообщения в рамках законченного произведения речи, предопределяется активизацией аналитического центра мозга • Аналитический центр мозга активизируется в момент возникновения когнитивной задачи – то есть когда смысл того или иного элемента сообщения не ясен участнику члена коммуникации, и он вынужден воспринимать данную единицу медленно, многократно восстанавливая неустойчивые связи этой единицы с другими единицами сообщения. • Замедление восприятия и сопутствующая ему активизация работы аналитического центра мозга запускает артикуляционный механизм (подвижность языка, проговаривание), который, в свою очередь, инициирует эффект слышания в слуховой, синтетической зоне мозга – зоне Вернике. • Слуховое восприятие такого типа представляет собой аккумуляцию всех смыслообразующих факторов в коротком или протяженном отрезке речи, в виде понимания характера выделенности такого отрезка в границах законченного произведения речи. • Совокупная картина выделенности элементов сообщения представляет собой тембр данного законченного произведения речи. • Тембр представляет собой карту смысловых узлов сообщения, отраженных во внутренней речи участника коммуникации в процессе приложения эпистемических усилий. Тембральные узлы (или токены) связаны между собой множеством смысловых нитей (или струн, если подчеркивать их слуховой эффект). • Изменение, удаление или добавление хотя бы одного элемента законченного произведения речи – способно изменить полную тембральную карту коммуникации. • Таким образом – тембр представляет собой основную характеристику текста, без которой невозможно его истинное понимание.»
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Программа конференции | Program_of_Rus-Amer_Seminar-_in_Ufa-240315_final.doc | 217,5 КБ | 30 марта 2015 [admin] |