ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В изобразительном искусстве жанр укиё-э выражает подлинную жизнь народа Японии. В работах данного направления отражена повседневность простых горожан, ремесленников, купцов, а также сфера развлечений. Жанр проникает не только в область живописи и ксиллографии, но и в литературу (нам известны «повести об укиё»). На начало XVII века приходится время расцвета укиё, однако уже спустя столетие в этом направлении выделяются самостоятельные изобразительные тематики. Так, например, портреты красивых женщин получили название «бидзинга», актеров – «якуся-э, борцов сумо – «сумо-э». В этих стилях также возникают новые направления, - «муся-э» – жанр о доблестных героях и их подвигах. Именно Утагава Куниеси (1798-1861) вносит огромный вклад в развитие данного стиля. Прежде всего, интересна творческая биография Куниеси. С самого детства его интересовал образ героя, а рисунку японец начал обучаться с десяти лет. Ранние работы художника также посвящены героическим темам. Его гравюры получали высокую оценку среди учителей, он принимал заказы на иллюстрации к книгам. Нам известны следующие его работы: серия «Сто восемь героев Популярного изложения Речных заводей», триптих «Изображение чудовищ, сотворенных Земляным пауком во дворце Минамото Ёримицу», серия «Сто историй о военной отваге», иллюстрации к «Книге с картинками о похвальной службе Тоётоми». Необходимо выделить следующие особенности гравюр Куниёси: 1. Реалистичность изображаемого действия. Куниёси «оживлял вымысел», он показывает действие близкое к тому, как оно могло бы произойти в действительности. 2. Театральность героев. Куниёси заимствует некоторые приемы из жанра якуся-э, вдохновляясь театром Кабуки. Чтобы передать чувства героев, художник в гравюрах выделяет мимику, яркие и асимметричные черты лица, напряженную позу тела. Также мастер использует эффект «появления актера»: выделяет главную фигуру гравюры и оставляет фон без внимания. 3. Дух и образ истинного воина. Куниёси удается наделить героя основными чертами: физической силой, готовностью сразиться, выносливостью, преданностью господину, готовностью к смерти и ритуальному самоубийству сэппуку. Отметим, что мастер наделяет героев чертами «грозных богов буддизма», делая их идеальными воплощениями силы. Куниёси важно показать доблесть и готовность самурая на отважный поступок в любой момент его жизни. О принципиальной важности героизма для японского воина мы узнаем из множества сводов правил для самураев. Так, например, Като Киёмаса и Дайодзи Юдзан указывали на две неотъемлемые составляющие воина: «преданность и готовность умереть достойной мужчины смертью». Именно это и передает нам мастер Куниёси. Герой его гравюр – настоящий, живой, полный силы и отваги самурай, педантично исполняющий свой долг.