ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В нашей лаборатории физиологии и генетики поведения биологического факультета МГУболее 50 лет проводятся исследования высших когнитивных функций высокоорганизованных представителей класса птиц – серых ворон. У этих птиц выявлен целый спектр высших когнитивных способностей, включая способность решать элементарные логические и протоорудийные задачи, формировать понятия и использовать символы для их обозначения (Крушинский, 1977; Зорина, Смирнова, 2008; Багоцкая и др., 2010; Смирнова, 2011). Эти данные подтверждают идею о параллелизме в эволюции мышления птиц и млекопитающих (Крушинский, 1977; Emery, 2006). Недавно появились данные о том, что при всем различии в строении, высшие структуры конечного мозга птиц и млекопитающих не только выполняют одни и те же функции, но и имеют общее происхождение в эмбриогенезе (Reiner et al., 2004). В связи с этим, исследования высших когнитивных функций птиц, включая поиски зачатков сознания, становятся еще более актуальными. Проявлением наличия зачатков сознания у животных считают способность узнавать себя в зеркале (самоузнавание; Gallup 1970). Основным подходом к исследованию этой проблемы служит так называемый "тест с меткой" (mirror self-recognition test). В этом тесте выясняют, будет ли животное снимать или каким-либо другим образом реагировать на метку, нанесенную на участок тела, находящийся вне поля его зрения, если ему дать возможность увидеть свое отражение в зеркале. Несмотря на то, что исследования этой проблемы продолжаются более 40 лет (Suddendorf, Butler 2013), способность к самоузнаванию была выявлена лишь у нескольких видов высокоорганизованных млекопитающих – у человекообразных обезьян (Gallup 1970; Patterson, Cohn 1994), касаток и дельфинов (Reiss, Marino 2001; Delfour, Marten 2001), слонов (Plotnik et al. 2006), а среди птиц лишь у сорок - представителей высокоорганизованного семейства врановых птиц (Prior et al. 2008). В настоящий момент мы используем эту методику для изучения способности к самоузнаванию у других представителей врановых птиц – серых ворон (Corvus cornix). С шестью птицами проведена первая серия экспериментов, в целом повторяющая методику работы с сороками (Prior et al. 2008). Эксперимент состоял из трех этапов. На всех этапах проводили видеорегистрацию поведения ворон. На первом этапе птицам давали возможность ознакомиться со свойствами зеркала. Для этого каждую ворону на 30 минут помещали в клетку с зеркалом (всего 8 ознакомительных сессий с каждой птицей). Затем был проведен собственно «тест с меткой» (4 сессии по 30 минут). Перед каждой тестовой сессией на шею или лоб вороны (участки тела, находящиеся вне поля зрения птицы) приклеивали красную бумажную метку. В контрольных сессиях ворону, на шею или лоб которой также была наклеена красная метка, помещали в клетку без зеркала (4 сессии по 30 минут). Такие контрольные сессии позволяли выяснить, могли ли вороны получать тактильную информацию о присутствии метки на теле. Полученные результаты показали, что в первых ознакомительных сессиях часть ворон демонстрировала выраженную реакцию на зеркало: клевание зеркала, наскоки на него, характерные социальные демонстрации (повторяющиеся крики и наклоны со слегка отведенными в стороны крыльями и опущенными рулевыми перьями хвоста) и т.д. Подобное поведение также зафиксировано на имеющихся в лаборатории и в интернете видеозаписях поведения свободноживущих ворон перед отражающими поверхностями. Принято считать, что такая реакция на зеркало свидетельствует о том, что животное реагирует на свое отражение как на другую особь. В нашем эксперименте подобные «социальные» реакции у ворон угасли после 2-3 ознакомительных сессий. В "тесте с меткой" ни одна из шести ворон метку не сняла, однако у некоторых птиц наблюдались неоднократные попытки дотронуться до области, на которую она была нанесена. В настоящий момент два независимых наблюдателя проводят анализ видеозаписей поведения птиц в тестовых и контрольных сессиях. При этом оценивается достоверность различий числа действий, направленных на область нанесения метки в присутствии зеркала («тест с меткой») и без него (контроль). Если число действий, направленных на область нанесения метки, в тесте и контроле не будет достоверно различаться, это будет означать, что наличие зеркала не влияло на обнаружение метки. В дальнейшем планируется провести следующие серии эксперимента. В них будут проанализированы факторы, которые могут влиять на результат «теста с меткой» (степень ознакомления птиц со свойствами зеркала, тип метки и т.д.). Выполнено при поддержке гранта РФФИ №13-0400747. Багоцкая М.С., Смирнова А.А., Зорина З.А. 2010. Врановые способны понимать логическую структуру задач на подтягивание закрепленной на нити приманки // Журн. высш. нерв. деят. 60(5), 543 – 551. Зорина З.А., Смирнова А.А. 2008. Обобщение, умозаключение по аналогии и другие когнитивные способности врановых птиц // Когнитивные исследования. Сборник научных трудов (Ред. В.Д. Соловьев, Т.В. Черниговская). 2, 148–165. Смирнова А.А. 2011. О способности птиц к символизации // Зоол. журн. 90(7), 803–810. Крушинский Л.В. 1977. Биологические основы рассудочной деятельности. М.: Изд-во Московского университета. 270 c. Emery N.J. 2006. Cognitive ornithology: the evolution of avian intelligence. Phil. Trans. R. Soc. 361, 23-43. Gallup G. G., Jr. 1970. Chimpanzees: Self-recognition. Science, New Series 167(3914), 86-87. Patterson F. G. P., Cohn R. H. 1994. Self-recognition and self-awareness in lowland gorillas. In: S. T. Parker, R. W. Mitchell, M. L. Boccia (eds.) Self-awareness in animals and humans: developmental perspectives. NY: Cambridge University Press, 273-290. Reiss D., Marino L. 2001. Mirror self-recognition in the bottlenose dolphin: a case of cognitive convergence. Proc Natl Acad Sci USA 98(10), 5937-5942. Delfour F., Marten K. 2001. Mirror image processing in three marine mammal species: killer whales (Orcinus orca), false killer whales (Pseudorca crassidens) and California sea lions (Zalophus californianus). Behav Processes 53(3), 181-190. Plotnik J.M., de Waal F.B.M., Reiss D. 2006. Self-recognition in an Asian elephant. Proceedings of the National Academy of Sciences 103(45), 17053–17057. Prior H., Schwarz A., Gunturkun O. 2008. Mirror-induced behavior in the magpie (Pica pica): evidence of self-recognition. PLoS Biol 6(8), 1642-1650. Reiner A., Perkel D. J., Bruce L. L., Butler A. B., Csillag A., Kuenzel W., Medina L., Paxinos G., Shimizu T., Striedter G., Wild M., Ball G. F., Durand S., Gunturkun O., Lee D. W., Mello C. V., Powers A., White S. A., Hough G., Kubikova L., Smulders T. V., Wada K., Dugas-Ford J., Husband S., Yamamoto K., Yu J., Siang C., Jarvis E. D. 2004. Revised nomenclature for avian telencephalon and some related brainstem nuclei. J Comp Neurol 473(3), 377-414. Suddendorf T., Butler D. 2013. The nature of visual self-recognition. Trends in Cognitive Sciences 17(3), 122-127.