ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Нижневолжский посад Дубовка имеет давнюю и насыщенную историю. Известен он и особым почитанием идей Л.Н. Толстого. М.И. Агеев - дубовский корреспондент известного исследователя духовной и общественной жизни России А.С. Пругавина отмечал, что «первые же шаги Л.Н. Толстого на поприще проповедничества в 1880-х годах нашли отклик в Дубовке, а в 1890-х гг. в посаде уже действовал толстовский кружок во главе с Федором Христофоровичем Граубергером (1857—1919), в который входили люди разных общественных положений: купцы, ремесленники, учителя. Кружок этот потом сделался ядром, центром в смысле совместного изучения толстовских религиозно-общественных идей и распространения их в населении. Он был не велик. Но в него входили люди энергичные стойкие, стремившиеся понять и оценить новое учение о жизни, о смерти, о Боге, о войне. Новообращенные не только вчитывались в произведения нового проповедника, но и привлекали к нему других»[1, 2]. Это вызвало волнение среди местного духовенства, для борьбы с толстовцами был приглашен миссионер по борьбе с сектантством. В конце 1890-х годов в посаде прошли собеседования, вызвавшие немалый интерес у местных жителей и ещё больше привлекшие внимание к новому учению. Со стороны толстовцев выступал Ф.Х. Грауберг, переписывавшийся и встречавшийся с Л.Н. Толстым, вскоре высланный на два года за пределы Саратовской и Астраханской губернии. Имя Грауберга стояло и под знаменитым антивоенным воззванием «Опомнитесь, люди-братья!»(1914), за что он был в числе прочих подписантов взят под арест и оправдан только 1 апреля 1916 года. Число последователей толстовства в начале ХХ века в посаде было невелико – около 200 чел. Но как отмечает М.И. Агеев «толстовец наш – это читающий и размышляющий человек. Через толстовство он познакомился путем самостоятельного чтения или путем бесед с более осведомленными людьми и с другими выдающимися умами. Кроме того, эти толстовцы разнесли воспринятые ими идеи в массы; они, если и не приобрели много себе таких же, как сами, стойких товарищей, то, во всяком случае, разбудили во многих и многих дремлющую совесть и усыпленный традиционным догматизмом ум». [Подчеркнуто автором – Е.А.] [1, 7-8]. Немногочисленные толстовцы Дубовки и в конце ХХ века, несмотря на жестокие испытания, практически уничтожившие это духовное течение в целом, сохранили и комплекс идей, и бесценное книжное наследие, связанное с Л.Н. Толстым. [2] Как бы ни прививалось единомыслие в России, но неизменно присутствовало и развивалось духовное многообразие, отражающее народные умонастроения и поиски. В Японии, где потенциал духовного учения Л.Н. Толстого очень высок, а толстовство до сих пор имеет достаточное распространение, выпущен иллюстрированный, любовно оформленный, справочник с историей всех толстовских общин страны. Возможно, это послужит для нас плодотворным примером. 1. Агеев М.И. Сообщение А.С. Пругавину о толстовцах в Дубовке. 15.01.1913 г. – РГАЛИ. Ф.2167. Оп.1. Ед. хр. 36. 2. Агеева Е.А., Левашенко А.В. Дневник археографической экспедиции МГУ «Волга 1996 -1997». Рукопись в собрании автора.