ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. целью экономической политики России является достижение устойчивого экономического роста, решение социально-экономических проблем и повышение глобальной конкурентоспособности национального хозяйства. Достижение данной цели предполагает перевод экономики на инновационный путь и развитие высоких технологий. Это обусловливает необходимость повышения конкурентоспособности и активизации деятельности российского машиностроения как важнейшей отрасли – локомотива «нового» роста. Особенно важно включение ведущих предприятий России в международные научно-производственные сети. Серьезный вклад в решение проблемы модернизации российского машиностроения и экономики в целом может внести развитие международной промышленной кооперации с компаниями развитых стран. Этот вектор развития не теряет своей актуальности, несмотря на введение экономических санкций против России. Более того, он является действенным стимулом обеспечения экономической и прочей безопасности страны, поступательного движения вперед. Теоретическим обоснованием роли промышленной кооперации служат теории К. Маркса об ее эффекте на рост прибавочной стоимости, а также институциональные и неоинституциональные теории о роли кооперации в снижении трансакционных (связанных с обеспечением производства, сбыта и т.д.) издержек. Также промышленная кооперация описывается как фактор в многочисленных прикладных исследованиях по управленческой экономике и организации производства. Определение МПК и причины ее рассмотрения в сфере машиностроения и обработки сырья Под международной промышленной кооперацией (МПК) понимается форма взаимодействия юридически и экономически независимых предприятий, принадлежащих капиталу разных стран, различных по форме собственности и функционирующих в сфере промышленности, на основе принципов координации функций или совместной деятельности в области производства, НИОКР, сбыта и управления с целью повышения конкурентоспособности. Почему в качестве основной отрасли, которую следует выбрать для рассмотрения МПК, предлагается машиностроение как часть обрабатывающей промышленности и сами отрасли переработки сырья в конечный продукт? Машиностроение — это отрасль-индикатор, определяющая уровень развития государства и ту роль, которую оно играет в мировой экономике. Обрабатывающая промышленность и машиностроение, как ее сердцевина, создают основу для модернизации всех отраслей национальной экономики, в том числе и на инновационной базе, также стимулирует увеличение ВВП на душу населения, служит источником прогрессивных материалов для машиностроения и рынком сбыта продукции производственного назначения. Машиностроение дает базу для развития как прикладных, так и фундаментальных научных исследований и разработок. Это, собственно, то, что мы зовем НИОКР. Кроме того, именно такие отрасли дают и требуют наиболее квалифицированных специалистов с высокой квалификацией, внося существенный вклад в «человеческий капитал» страны. Иначе говоря, конкурентоспособность и прогрессивное развитие страны определяются комбинацией результатов машиностроения и комплекса переработки сырья. Актуальная отсылка к проблемам антикризисной политики России и неоиндустриализации в связи с МПК Теперь рассмотрим вопрос о тенденциях выхода из экономического кризиса 2008-09 г.г., стагнации 2013-2014 г.г и роли в этом отечественной обрабатывающей промышленности и машиностроения. Когда речь заходит о воздействии кризиса на Россию, надо сказать, что Россия вошла в упомянутый кризис и стагнацию как страна, в которой до сих пор доминирует модель экспортно-сырьевого роста. А как же поступают развитые страны? Капитал в таких странах занялся широким внедрением технологий и продуктов для постнефтяной экономики, оборудования нетепловой энергетики, комплексов рециркуляции ресурсов, начиная с водных и кончая промышленными и бытовыми отходами . Таким образом, позиционирование страны в международном разделении труда зависит от ответа на непростой вопрос о том, какова стратегическая идентификация отечественной экономики. Либо как сырьевой, в лучшем случае — аграрно-сырьевой придаток экономик развитых стран с отдельными «вкраплениями» высокотехнологичных научных исследований, раздутой сферой услуг непроизводительного, не обслуживающего большинство населения, характера, такой же сферой торговли, ориентированной на нездоровое посредничество. Либо страна, которая в состоянии занять определенную нишу производства продукции высокой степени обработки. И еще, как страна с развернутой научной отраслью, развитой инфраструктурой и прогрессивной социальной структурой. Это известная дилемма. Она называется «нижний или верхний путь к конкурентоспособности». Термин "верхний путь к конкурентоспособности" впервые упомянут в ежегодном докладе Организации промышленного развития ООН (UNIDO) за 2002 г. Для действительного сглаживания данной взрывоопасной ситуации национальным правительствам и международному сообществу предлагалось содействовать движению развивающихся экономик по "верхнему пути" (high road to competitiveness) - пути к конкурентоспособности и экономическому росту за счет ускоренного освоения новейших мировых знаний и технологий. Такая перспективная стратегия противопоставлялась наиболее распространенному "нижнему пути" (low road to competitiveness) - пути выхода развивающихся стран на мировые промышленные рынки за счет использования как можно более дешевых трудовых и природных ресурсов Конкретным наполнением программы выхода из кризиса представляется неоиндустриальная парадигма , заключающаяся в следующем. Упор делается на «безлюдном производстве» материальных благ и услуг, необходимых для человека, в полноте замещения людей машинами, компьютеризацией и автоматизацией производства. Это перспектива в корне отличается от существующей модели ориентации на дешевый труд и продажу сырья. А также она исправляет недостатки «псевдопостиндустриальной» экономики услуг, носящих по преимуществу спекулятивный или паразитический характер. Отсюда возникает неизбежность обеспечения парадигмы неоиндустриализации практическими организационно-институциональными мерами. Здесь может быть предложен целый ряд действий, причем не только международная кооперация с ведущими компаниями в различных отраслях, а, в частности, усиление развития госкорпораций с учетом эффективного контроля над ними, развитие инфраструктурных проектов, создание многочисленной сети кластеров в регионах. Такая парадигма развития обеспечит устойчивый рост и перспективу развития в стране на долгосрочный период.