ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Словосочетание «музыкальное пространство» применительно к временному искусству, каковым является музыка, может показаться излишне метафоричным. В каком смысле можно говорить о музыкальном пространстве? В основе музыкальной теории лежит представление о шкале. Шкала, представляющая собой линейную проекцию значимых звуковых событий есть абстракция. Таким образом, музыкальная теория имеет дело с абстракциями, осмысляющими временные события в виде пространственных структур. Именно по этой причине словосочетание «музыкальное пространство» не может считаться чистой метафорой, но указывает на объект, к которому может быть приложен исследовательский импульс. Наличие представления о музыкальной шкале — достояние сложно организованной теории. До момента формирования этих представлений можно говорить лишь о т.н. «первичной рационализации» музыкального материала (термин М. Вебера). Появление подобной теории в средиземноморском регионе связано с древнегреческой философской традицией. Именно в древнегреческой культуре была сформулирована принципиально важная для всей последующей западноевропейской музыкальной традиции строгая наука о музыке, которая смогла абстрагировать временные явления посредством причастности Числу и, как закономерный итог — представить временные феномены в виде линейной (т.е. пространственной) проекции ступеней. Переведя переживание временных феноменов в область пространственных представлений, т. е. мысля о них как о линейной проекции тонов, человеческая мысль, очевидно, моделирует последнюю в согласии с общими представлениями о пространстве. Главная идея доклада — попробовать рассмотреть в способе организации музыкальной шкалы (на примере теорий Античности и Нового времени) отражение фундаментальных представлений о концепте пространства.