ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Термин «энтузиазм» (англ. enthusiasm) в настоящее время прочно занял свое место среди понятий, используемых в англоязычной литературе для описания определенного рода проявлений религиозного сознания, индивидуального или коллективного. Смысл и коннотации, связанные с этим термином в философском и религиозном дискурсе, на протяжении столетий существенно менялись. Он входит в обиход в XVIII в., когда его начали использовать в качестве бранного ярлыка в отношении всех тех, кто пытался публично отставать свои политические или религиозные убеждения, либо открыто проявлял свои религиозные чувства. Именно «энтузиазм» представляли как главную причину всех неурядиц предшествующего столетия. В своем докладе я сделаю еще один шаг в прошлое этого понятия и проанализирую, каким образом представлен «энтузиазм» в трактате английского философа, теолога и поэта Генри Мура, представителя «кембриджского платонизма». Обрисовав общую концепцию, изложенную Муром, я остановлюсь на тех трансформациях, которые претерпел текст трактата, изданного впервые в 1656 г. (то есть во времена протектората Оливера Кромвеля) в двух последующих изданиях: версии 1662 г., подготовленной Муром для собрания его философских сочинений, и краткой анонимной версии, изданной в 1711 г. В отличие от авторов XVIII в., для которых «энтузиазм» предполагал, скорее, определенный образ действий, для Мура речь идет об определенном образе мышления, отнюдь не помогающем (как считали его оппоненты), а препятствующем постижению Бога.