ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Аксиологические характеристики цветолексем как ключ к познанию стиля и быта эпохи Доклад посвящен аксиологическим аспектам цветовых характеристик артефактов в XIX веке. В качестве исследовательского материала используются описания костюма, выполненные специалистами, и эксцерпции из художественной литературы. XIX век - это период, когда поиск русским языком цветовой субстанции приобрел основные признаки, присущие ему и в наши дни. Специфика этого периода в плане применения цветолексем связана с бурным развитием ткачества и особым вниманием общества к сфере тканей и их цветов. Специфика заключается также в наличии большого разнообразия предметов одежды и модных трендов, затрагивающих и сферу цветообозначений. В XIX веке еще имеются типы тканей, выступающие лишь в одной цветовой версии и вызывающие однозначные цветовые ассоциации. например, александрийка / ксандрейка - ткань красного цвета. В связи с развитием красителей и техники крашения ряд тканей перестает ассоциироваться лишь с одной / двумя цветовыми версиями, расширяя цветовую палитру. Так, если в древнерусский период развития русского языка бархат вызывал представление о двух цветовых версиях (сини и малиновы бархаты 'blue and crimson velvets'), то в XIX веке этих разновидностей уже столько, что специалисты в своих описаниях не останавливаются на цвете бархата. Продолжает развиваться цветовосприимчивость, в то же время разви-вается обобщенная концептуализация цвета, что проявляется в развитии определений к слову цвет, служащему гиперонимом в отношении всех цветовых маркеров. Пополняются ряды синонимов, например, для обозначения однотонных цветов формируется ряд одноцветная - однотонная - гладкоокрашенная - гладкая ткань. Развиваются сравнения, метафоры и фразеологизмы на цветовой образной основе. Таким образом, происходит "элементарная" состыковка усложняющейся социальной жизни с усложнением сетки цветовых обозначений артефактов. Доклад посвящен аксиологическим аспектам цветовых характеристик артефактов в XIX веке. В качестве исследовательского материала используются описания костюма, выполненные специалистами, и эксцерпции из художественной литературы. XIX век - это период, когда поиск русским языком цветовой субстанции приобрел основные признаки, присущие ему и в наши дни. Специфика этого периода в плане применения цветолексем связана с бурным развитием ткачества и особым вниманием общества к сфере тканей и их цветов. Специфика заключается также в наличии большого разнообразия предметов одежды и модных трендов, затрагивающих и сферу цветообозначений. В XIX веке еще имеются типы тканей, выступающие лишь в одной цветовой версии и вызывающие однозначные цветовые ассоциации. например, александрийка / ксандрейка - ткань красного цвета. В связи с развитием красителей и техники крашения ряд тканей перестает ассоциироваться лишь с одной / двумя цветовыми версиями, расширяя цветовую палитру. Так, если в древнерусский период развития русского языка бархат вызывал представление о двух цветовых версиях (сини и малиновы бархаты 'blue and crimson velvets'), то в XIX веке этих разновидностей уже столько, что специалисты в своих описаниях не останавливаются на цвете бархата. Продолжает развиваться цветовосприимчивость, в то же время разви-вается обобщенная концептуализация цвета, что проявляется в развитии определений к слову цвет, служащему гиперонимом в отношении всех цветовых маркеров. Пополняются ряды синонимов, например, для обозначения однотонных цветов формируется ряд одноцветная - однотонная - гладкоокрашенная - гладкая ткань. Развиваются сравнения, метафоры и фразеологизмы на цветовой образной основе. Таким образом, происходит "элементарная" состыковка усложняющейся социальной жизни с усложнением сетки цветовых обозначений артефактов. Axiological Descriptions of Colour Terms as a Key for Cognition of Epochs’ Style and Mode The lecture is focused on aspects of artifacts' colour descriptions in the 19th century. As a research material are used costume's descriptions made by specialists and belles-lettres ex-cerptions. 19th century is a period when searches of colour substance in Russian language gained their basic distinctive features. The period's spe¬cificity from the standpoint of colour terms' using is connected with impe¬tuous development of weaving and particular attention of the society to the textile sphere and coloration. The specificity consists also in a wide diversity of clothes and fashionable trends including also a color terms sphere. In the 19th century there are some types of textiles which have only one colour version with monosemantic colour associations, e.g. алек¬санд¬рийка / ксандрейка 'aleksan-driyka / ksandreyka’ – is the textile of red colour only. In connection with development of dyes and the technique of dyeing some textiles do not already excite associations to only one or two colours widening color palette. So in Old Russian language period velvet was conceptualized as having two color versions (сини и малиновы бархаты 'blue and crimson velvets'), but in the 19th century there are so many color versions of this textile, that specialists do not mention the velvet's color in their descriptions. The ability of color reception and generalized conceptualization of colour is developing. The word цвет 'color' which serves as a hyperonym to all colour terms, has now many attributes. The lines of synonyms are fulfilled, e.g. synonyms to one-colour textile: одноцветная – однотонная – глад¬ко¬окрашенная – гладкая ткань. The similes, metaphors and idioms are developing on the color image base. So in such way "elementary" harmonization of complicated social life with com¬plicacy of color terms' net is going on.