ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Пространственное распределение зрительного внимания и последующий анализ «забывания» воспринятой информации анализировался в группе из 19 здоровых испытуемых-правшей(14 женщин) в возрасте от 50 до 81 года. Испытуемым на 10 секунд предъявлялись для запоминания триплеты расположенных в ряд картинок, где левые и правые стимулы были уравнены по визуальным и семантическим характеристикам. Через фиксированный интервал времени требовалось вспомнить картинки в любом порядке, обозначив каким-либо словом (свободное воспроизведение), а через ещё один фиксированный промежуток времени – узнать среди дистракторов при одиночном предъявлении (узнавание.Интервалы между предъявлением стимулов, их свободным воспроизведением и последующим узнаванием были заполнены интерферирующей деятельностью. Анализ всех допущенных ошибок показал, что одна и та же картинка триплета могла правильно узнаваться, но не быть названной при свободном воспроизведении и, наоборот, быть названной (вспомненной вербально), но сопровождаться неправильными ответами при узнавании. При этом в ходе свободного воспроизведения чаще забывались стимулы, располагавшиеся справа (р<0,05), а узнавание чаще искажалось в отношении стимулов, которые испытуемые ранее видели слева (р<0,01). Исследование показало, что внимание испытуемых в ходе предъявления стимулов изменяется как в целом во времени, так и, неоднородно, в отношении параметров пространства. В «сбоях» внимания, приводящих к мнестическим ошибкам, в специальных экспериментальных условиях можно вычленить компоненты, контрлатеральные левому или правому полушарию (M. Kaverina et al., 2008). Эти же сбои, но уже на «следовых процессах», обнаруживают себя специфичными для функциональной недостаточности данного полушария ошибками воспроизведения или узнавания (А.Р. Лурия, 1969; Н.К. Корсакова, Л.И. Московичюте, 2003).