ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
С точки зрения типа повествования в жанре семейной хроники выделяются две разновидности, одна из которых восходит к мемуарному жанру, поскольку рассказчиком выступает персонаж (обычно «внук»), который был очевидцем части событий, а остальные передает по рассказам свидетелей и семейным преданиям, а другую представляют хроники с объективно-авторским типом повествования. На первый взгляд, «Отчий дом» принадлежит к последней разновидности, так как повествующий о судьбе трех последних поколений рода Кудышевых «летописец» отделен от описываемых им людей и событий очевидной дистанцией. Но действительно ли он один организует это «событие рассказывания», тем более что достаточно регулярно восприятие мира представлено через взгляд какого-либо персонажа? В этой связи интересно обратиться к вопросу о положении всех «наблюдателей» в изображенном мире, то есть взаимодействии их точек зрения. Нетрудно заметить, что оценка тех или иных случаев в жизни Кудышевых чаще всего производится с «психологической точки зрения» члена семьи либо человека из их близкого окружения, на что указывает обилие несобственно-прямой речи. Более того, каждому индивидуальному восприятию (будь то взгляд старой барыни или ее дворового мужика) повествователь находит соответствующее речевое обрамление, позволяющее отличить собственную речь хроникера от речевой манеры того героя, которого он в настоящий момент «озвучивает». Так, для речи Анны Михайловны Кудышевой (матери трех непутевых сыновей-революционеров) характерны уменьшительно-ласкательные формы имен и обилие восклицаний; в рассуждениях ее старшего сына, бывшего народника, а ныне земского деятеля Павла Николаевича преобладают слова и обороты, свойственные научно-политическому стилю; а в говоре служащего в усадьбе мужика Никиты обращают на себя внимание просторечная лексика и специфические синтаксические конструкции, чуждые речи образованных персонажей. Как известно, опора на «чужое» слово является существенным исходным элементом и в сказовой форме повествования, которая в хронике Чирикова выполняет важную функцию. В частности, с ее помощью, с одной стороны, запечатлен народный мир с его глубокими традициями, заключающий в себе кладезь культурных ценностей, а с другой, демонстрируется та непреодолимая пропасть, навеки разделившая крестьянство и высшие слои российского общества, поскольку либеральные и революционные теории братьев Кудышевых и их единомышленников об устроении социалистического рая на земле в силу своей умозрительности глубоко чужды чаяниям русского крестьянства, покоящимся на инстинктивном восприятии действительности. Тем самым можно говорить о такой черте хроники Чирикова как многоголосие, наделяющее представленные точки зрения персонажей равными с позицией повествователя правами.