ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Е.Н. Чириков всегда высоко чтил фигуру Льва Толстого, сам же попал в поле зрения великого писателя в 1900 г. Однажды в беседе с М.Горьким и В.А. Поссе Толстой заметил: «Куда только подевался наш юмор и как мало его у современных писателей. <…> Вот у вас в журнале появился, видимо, молодой писатель, Чириков, я его раньше не встречал. У него пробивается настоящий гоголевский юмор. С большим удовольствием прочел его рассказ «В лощине меж гор». И хотя личная встреча не состоялась, «заочное» знакомство писателей продолжалось много лет, в библиотеке Толстого были книги Чирикова с дарственными надписями, а собираясь писать в 1909 г. «комедию для молодежи», Толстой читал его пьесы с целью «напомнить себе приемы» этого жанра. В середине 1900-х Чириков пережил духовный кризис, в результате которого отказался от прежних и пришел к новым мировоззренческим взглядам, сформированным во многом под влиянием проповедуемого в этот же период Толстым учения. Толстовские идеи также наложили заметный отпечаток и на творчество Чирикова. Остросоциальные проблемы в это время отходят для писателя на второй план, Чириков сосредотачивается на «душе человеческой, со всеми отражениями в ней Божеского лица и борьбы индивидуальной, к красоте и чудесам творения Божьего». Жанрово новые произведения Чирикова начинают тяготеть к эпическим формам. Например, в 1916 г. выходит сборник «Волжские сказки», который писатель задумывал (но в силу исторических причин не смог осуществить замысел) как трехтомную эпопею, намереваясь присоединить к беллетристической части рассуждения об экономическом значении Волги и рассказы об этнографии великой русской реки. Очевидно непосредственное влияние толстовской традиции при обращении Чирикова к автобиографическому жанру (в 1911 – 14 гг. вышли три части будущей тетралогии «Жизнь Тарханова»). Более того, Чириков сознательно подчеркнул этот факт, использовав в качестве заглавия первой части тетралогии – романа «Юность» – заголовок толстовской повести. Сходным оказывается пацифистский настрой двух писателей, понимание ими войны как противоестественного человеческой природе состояния. В романе «Зверь из бездны» Чириков, изобразив «хороших русских людей, чья психика не выдержала нагрузки» от ужасов гражданской войны, размышляет над одним из главных постулатов толстовского учения («непротивление злу насилием»)и предлагает собственный путь преодоления зла и людской разобщенности. В эмиграции, опираясь на опыт творца «Войны и мира», Чириков создает эпопею «Отчий дом» (1929 – 31), в которой исследует эпоху, предшествовавшую произошедшей в 1917 г. революции и последовавшему за ней бессмысленному кровопролитию. Примечательно, что Чириков сделал Толстого духовным наставником одного из главных героев эпопеи – Григория Кудышева, вызывающего наибольшие авторские симпатии. Тем самым Чириков, с одной стороны, опровергал обвинения против Толстого в проповеди им рабского смирения перед несправедливостью, а с другой, возлагал на себя непростую задачу продолжать напоминать людям «о Боге и о правде Божеской».