ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Несмотря на значительные достижения в изучении историко-литературного процесса конца XIX – начала XX веков, недостаточно изучено творчество отдельных значительных писателей этого времени (Каменских, 2000). К таким незаслуженно «забытым» авторам относится и Евгений Николаевич Чириков. В его произведениях затрагиваются не менее важные вопросы, чем в творчестве знаменитых русских литераторов. Живейший интерес, искреннее сочувствие и горячая любовь к народу, его печалям и чаяниям насквозь пронизывают творчество Чирикова. Таким образом, необходимо изучить творческое наследие на время «забытого», но талантливого писателя Е. Н. Чирикова, чтобы иметь более цельную и правдивую картину эпохи конца XIX – начала XX веков и осмыслить ее значение в литературе и истории России. Литературная деятельность Е.Н. Чирикова начинается во второй половине 80-х годов XIX века, когда писатель живет в более или менее глухой провинции и почти одновременно с Чеховым начинает разрабатывать темы из жизни российской глубинки. Поэтому его вполне обоснованно называли «знатоком нашей провинции» (История русской литературы, 1954). Все внимание автора в этот период сосредоточено на изображении русского провинциального человека, в психологии которого четко обнаруживаются признаки определенной эпохи (время политической реакции 80-х годов на бурные события предшествующих лет). Особенно тяжела и беспросветна она была в провинции, где никогда не было возможности в полной мере удовлетворить умственные запросы, где царила беспорывность и безответность на всякий ущерб, наносимый правам и личному достоинству человека. И главный герой рассказов и повестей Чирикова, интеллигент, лучше, чем кто-либо другой, знаком с этим мрачным положение вещей. В отличие от простых обывателей у этого интеллигента остаются хотя бы какие-то светлые воспоминания о молодости, студенческих годах, первой любви, то есть разумной, честной и праведной жизни. Погружение в «трясину» становится для него страшной трагедией, изменой своему прошлому, чистоте и личному достоинству. Эту тему писатель разрабатывает в рассказах «Капитуляция» (1890), «Студенты приехали» (1891), «Gaudeamus igitur» (1894), «Созрел» (1887), «На поруках» (1904). Критиками неоднократно отмечалось, что публицистическое начало в произведениях Чирикова явно преобладает над познавательным и художественным. Он принадлежит к разряду писателей-популяризаторов, которые заботятся не столько и глубине и законченности своих образов, сколько стремятся придать более или менее готовым жизненным обобщениям наиболее наглядный и доступный характер, часто писали о нем (Дерман, 2000). Ключевым произведением для понимания авторского взгляда на проблему взаимоотношений интеллигента и провинции стала повесть «Инвалиды» (1897), вызвавшая бурные споры. Часть критиков в образе главного героя, пожилого народника Крюкова, увидела пародию, карикатуру на это демократическое течение (Михайловский, 1902). Другая же часть, напротив, обращала внимание на величие и трагичность этой фигуры, подвиг, без сомнений и колебаний совершаемый неуклонно в течение всей жизни (Русская мысль, 1897). Столкновения героя с людьми разных судеб и убеждений призвано, в свою очередь, продемонстрировать неоднозначность авторской позиции. Для писателя великой трагедией становится не поражение народничества в идеологическом споре, не «историческая непреложность», а жестокость людей по отношению друг к другу. Причем, людей самых лучших, умных и сильных, честных и искренних, которым по силам встать на борьбу с несправедливостью, и, возможно, победить ее. Каждый герой оказывается «инвалидом» в моральном плане. Таким образом, можно говорить о многозначности названия повести. Популяризируя, казалось бы, всем известные истины, Е.Н. Чириков тем не менее призывает читателя задуматься над собственной судьбой и общей судьбой страны, верит в человеческую доброту и надеется на лучшее.