![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Признавая значимость общих «модных тем» в научном дискурсе, массовом сознании и публичной по литике, нельзя не заметить, что «мода на будущее» (даже если теряет на какое-то время свою привлекательность) каждый раз — от эпохи к эпохе — возвращается в силу острой потребности заглянуть за черту временного горизонта, который называется современностью. Но именно здесь мы сталкиваемся с рядом парадоксов, и первый из них — неоднозначность данного термина. Дело в том, что каждый из нас волен выбирать свою современность — своих учителей жизни и властителей дум из любого исторического времени. Одному интересен Аристотель, другой живет в мире эпохи Просвещения (и имеет на это право), третий находит образцы для подражания в массовой коммерческой культуре, а четвертый с головой погружается в виртуальный мир. Перед человеком нашего времени открывается широкое поле для выбора современников по духу и способностям. Такой выбор относится к сфере не только личностной, но и национальной культуры, о чем неоднократно говорил Лихачев. Выбор современности легко преодолевает все временные и пространственные границы. Право на такой поиск относится к числу естественных и неотъемлемых прав. Такие права есть у отдельных людей, социальных или профессиональных групп, отдельных народов, гражданских наций, объединяющих множество этносов. Поэтому вопрос о том, какое общество мы строим и какое будущее выбираем, во многом зависит от того, в какой современности мы живем и что считаем современным — набор достижений, делающих нашу жизнь комфортной, или всегда современные традиции, соединяющие поколения в целостную общность. Уже по этой причине наследие Д.С. Лихачева, который всегда во главу угла ставил национальную культуру, не утратит своей актуальности.