ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В качестве модельного региона мы обратимся к анализу ситуации на Южной Вятке. Этот регион имеет пестрый этноконфессиональный состав. Там проживают русские, татары, удмурты и марийцы. Среди татар распространен ислам, у марийцев представлено язычество и православие, у русских наряду с прихожанами РПЦ и небольшими протестантскими группами важное место занимают старообрядческие согласия и толки. В регионе представлены поморцы, федосеевцы, а также филипповцы двух местных толков шихалевского и максинерского. Нас будет интересовать именно ситуация в старообрядческих общинах. С точки зрения радикализации и дерадикализация можно говорить о следующем спектре: от самых либеральных поморцев, через федосеевцев, к филипповцам максинерцам и, наконец, к наиболее радикальным шихалям. Критериями де/радикализации для нас будут служить следующие показатели: требования к наставнику, запреты внутри общины, принципы приема в общину и допуска на моление. Методы сбора информации: интервью и наблюдения в общинах (1999-2015 ПМА, АМАЛ МГУ). Наша гипотеза: чем более радикально движение, тем выше потенциал к самосохранению. Эта гипотеза идет в разрез с одним из наиболее популярных сегодня подходов в социологии религии – теорией рационального выбора. Согласно данной теории, «потребитель» на религиозном рынке скорее предпочтет ту религиозную «продукцию», которая предполагает наименьшие затраты сил/ эмоций и обещает наибольшее вознаграждение. В докладе мы постараемся обосновать бОльшую жизнеспособность и дальнейшую склонность к радикализации местных филипповцев-шихалей и постепенное угасание других старообрядческих согласий, идущих по пути дерадикализации.