ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Авторитетный исследователь французской поэзии XX века Мишель Мюра констатировал произошедшую на рубеже XIX-XX веков кардинальную перемену в восприятии поэзии: на смену аудиальному восприятию приходит визуальное (понимание стиха в первую очередь как графического единства, отраженного на бумажном листе) (Мюра 2002; Мюра 2005). Приметами этого сдвига являются широкое распространение культуры рисунка, шаржа в среде поэтов, все большее распространение жанра стихотворения в прозе. Напряжение между словом и рисунком / картиной было одной из движущих сил этой переходной эпохи во французской поэзии. Еще один аспект модернизации поэзии связан с динамической визуальностью: поэзия чутко реагирует на новые реалии, совершая движение к XX веку с его «ожившими картинками» (кинематограф). Символизм в этом отношении отличает «перекличка» с романтизмом в смысле наполнения визуального образа внутренней динамикой – в противовес тяготению к статике классицизма и Парнаса. В самом символизме от 1860-х к 1890-м годам наблюдается постепенная кристаллизация новой эстетики. Основные этапы этого процесса – дезобъективация визуального восприятия (Верлен); визионерские образы (Рембо); эмблематичность / графический стих (Малларме). После открытий Верлена и Рембо Малларме использует визуальный код как ключ к тексту и делает шаг к фигурной поэзии, который открывает дорогу авангардистским экспериментам (графические стихи Аполлинера) и наглядно демонстрирует новое понимание стиха как визуального, графического единства.