ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
С прагматической точки зрения реализм – эстетико-эпистемологический пакт между пищущими и читающим, режим их взаимодействия, специфически устроенная экономика образно-смыслового обмена, способ письма и отвечающий ему способ чтения-восприятия. Определять условия пакта или взаимодействия можно по-разному, - что и было, и остается двигателем дискуссии о реализме, происходившей с начала ХХ веке – по преимуществу на Западе, хотя инициирована она была в России. Но в России практически тогда же одна из возможных трактовок реализма была возведена в культурный образец, который был в дальнейшем скорее охраняем, чем исследуем. Когда же он был отвергнут (изрядно обессмысленный дежурными рецитациями), возник вакуум, взывающий к серьезной аналитической работе. Впрочем, становление новой исследовательской, тем более педагогической парадигмы заставляет себя ждать. Осуществляя ревизию уже состоявшейся и продолжающейся дискуссии о реализме, мы не можем не заметить, что предметом постоянных и крайне противоречивых референций в ней оставалась «лишняя» или избыточная деталь. Эпоха реализма оставила в наследство романы, сравнимые (устами Г. Джеймса) с «бесформенными, мешковатыми чудищами», пухнущие от подробностей, сообщение которых никак не мотивировано сюжетно, не ассоциировано с явным или даже прозрачно имплицируемым смыслом, и именно поэтому осуществляет важную работу по созданию неотразимой иллюзии его жизнеподобия (кажется, первым об этом догадался молодой Роман Якобсон в 1921 году - в статье «О литературном реализме»). Разгадав этот секрет реалистического письма как формопроизводства, мы остаемся лицом к лицу с вопросом прагматическим: в чем секрет его воздействия на читателя и интереса к нему читателя? Как читатель, со своей стороны, участвует в производстве реалистической формы?