ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Доклад посвящен стеле из Бухеума (некрополя священных быков в Арманте в Фиванском номе Египта), фиксирующей смерть священного быка Бухиса в день Axt I Года 4 Александра Великого (13 ноября – 12 декабря 329 г. до н.э.). Докладчик предлагает новый перевод текста стелы с максимально возможным восстановлением лакун в ее надписях и с интерпретацией упоминания Дария III в ее основном тексте. Рождение священного быка, которому посвящен памятник, датировано неизвестными годом, месяцем и числом «царя Верхнего и Нижнего Египта Дария, живущего вечно» (G, стк. 4); тем самым эта надпись наделяет персидского царя статусом легитимного сакрального правителя Египта. Это резко расходится с преобладающей античной традицией о негативном отношении египтян к последним Ахеменидам, правившим ими в 343-332 гг. до н.э., причем сведения этой традиции не опровергаются ни одним египетским памятником, за исключением обсуждаемого нами. По мнению докладчика, восприятие Дария в нем могло испытать влияние македонской пропаганды, представлявшей Александра к 329 г. до н.э. законным наследником Дария III в его качестве «царя Азии» и, более того, мстителя Бессу не только как его убийце, но и как узурпатору его трона. К этому времени образ Дария в македонской пропаганде мог стать более позитивным, чем прежде; характерно, что еще до этого Александр отсчитывал годы своего правления в Египте со своего вступления в эту страну, показывая тем самым, что он считал Дария III ее законным властителем (ср. с причислением Камбисом к своему царствованию в Египте лет Амасиса и Псамметиха III, начиная с 530 г. до н.э., что показывало непризнание их легитимности как царей Египта на протяжении этого периода). Таким образом, перенесение на Дария III в данном памятнике статуса легитимного сакрального царя, равного статусу Александра, может быть нюансом не собственно египетской идеологии, а македонской пропагандистской тенденции этого времени.