![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
(1) В царском списке, восходящем к эпитоме труда Манефона Севеннитского и сохраненном раннехристианскими хронографами , последовательность царей последних десятилетий VIII – первой половины VII вв. до н.э., в целом отвечает исторической реальности. Правда, Манефон игнорирует Тефнахта, основателя XXIV династии, и к ней отнесен только его преемник Бокхорис; однако это может быть связано с изначально нецарским статусом этого правителя Саиса. О Бокхорисе в данном контексте говорится, что в его царствование заговорил ягненок, возвестивший, как известно по демотическому тексту т.н. «Оракула ягненка», будущие бедствия Египта . Далее идет перечисление царей эфиопской XXV династии Сабакона (по традиционной интерпретации, Шабаки ), Себихоса (Шебитку) и Таркоса (Таракоса, Саракуса – Тахарки), причем о первом из них говорится, что он пленил Бокхориса и сжег его заживо ; Иоанн Антиохийский повторяет оба известия о Бокхорисе и сообщает, что по другим сведениям с него сняли кожу . При этом наиболее подробные сведения о Бокхорисе – предшественнике эфиопов и мудром законодателе, боровшемся с долговым рабством, дает, не упоминая о его конце, Диодор Сицилийский (Diod. I. 65.1; 79; 94.5). (2) Упоминаний о Бокхорисе нет в рассказывающей о Египте II книге Геродота. Согласно ней, эфиопское владычество наступило в царствование некоего слепца Анисиса из города Анисис. Когда в Египет вторгнулся эфиоп Сабакон, Анисис бежал в приморскую часть Дельты, где насыпал остров из золы и земли, именуемый Эльбо; после ухода Сабакона из Египта, он снова воцарился (Hdt. II. 137.1-2; 140) . Очевидно, что начальное правление Анисиса соответствует в последовательности событий прошлого Египта у Геродота месту Бокхориса в других версиях традиции; однако сюжет о нем позволяет не упоминать расправу с данным царем Сабакона и сформировать практически чисто положительный образ последнего как завоевателя, явившегося в определенной степени заслуженной карой за прежние дела египетских царей (Hdt. 137.3-138; ср. Diod. I.65.2-8). (3) Вместе с тем сюжет об Анисисе обнаруживает сходство с другим сюжетом греко-египетской традиции – о царе Аменофисе, при котором на Египет обрушилось нашествие врагов. Согласно Манефону в передаче Иосифа Флавия, Аменофис изгнал из Египта прокаженных, заключивших затем союз с потомками гиксосов и вместе с ними завладевшими страной на 13 лет; в течение этого времени он скрывался в Эфиопии, но далее вернулся вместе со своим сыном Сетосом-Рамессесом и разгромил этих врагов, которые дали начало еврейскому народу, причем само это событие соответствовало Исходу библейской традиции . Связь между сюжетами об Анисисе и Аменофисе прослеживается и структурно, но подтверждается двумя нюансами: (а) Согласно Геродоту, остров Эльбо не могли найти в течение 700 лет вплоть до времени царя Амиртея. Последний – соратник ливийского правителя Инара (Hdt. III. 15.3), возглавившего восстание против персов в 460-454 гг. до н.э. ; в таком случае история Анисиса приходится на середину XII в. до н.э., что анахронистично в относительной хронологии Геродота, но соотносится с временем, на которое должна была прийтись история Аменофиса. При этом согласно царскому списку Манефона в передаче Африкана, время XX-XXVI династий составляет 670 лет; а для получения срока, отделяющего конец царствования Аменофиса от восстания Инара и Амиртея, к этому времени надо прибавить еще 65 лет между завоеванием Египта Камбисом II и этим восстанием, что даст 735 лет – цифру, прямо соотносящуюся с цифрой Геродота. (б) Лисимах Александрийский (FGrHist. 621. F. 1 = Ios. C. Ap. I. 304-311) и Тацит (Tac. Hist. V. 3) относят сюжет, полностью аналогичный истории Аменофиса, именно ко времени Бокхориса: при нем случился неурожай, вызванный скоплением в храмах ритуально нечистых, больных накожными заболеваниями, и он по совету оракула Аммона изгнал их из Египта в пустыню; затем во главе них встал Мосес, т.е. Моисей, и они осели в Иудее, дав начало еврейскому народу. (4) Установление связи между данными сюжетами позволяет прийти к достаточно существенным умозаключениям: (а) Очевидно, история Аменофиса уже бытовала ко времени посещения Египта Геродотом, коль скоро, видимо, она послужила определенной основой для сюжета об Анисисе (последнее видно в особенности по отнесению этого сюжета примерно ко времени Аменофиса). (б) По аналогии с историей об Аменофисе, обозначающей у Манефона рубеж между историческими циклами его 2-го и 3-го томосов, сюжет об Анисисе должен был, видимо, обозначить важнейший рубеж истории Египта, соответствующий эфиопскому (нубийскому) завоеванию. Однако такое его значение сравнительно стерто уже у Геродота, а в дальнейшем совсем ушло из «мэйнстрима» греко-египетской традиции, уступив место сюжетам, непосредственно связанным с Бокхорисом и имевшим, как представляется, в их совокупности такое же значение.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Полный текст | Ладынин_приглашение_на_конгресс.pdf | 78,6 КБ | 22 мая 2025 [IAL1972] |