![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Компании с государственным участием составляют значимую долю национальной экономики Российской Федерации – по оценкам Государственной Думы их доля по состоянию на 2024 год достигает 62,7%, что обуславливает повышение требований к эффективности их деятельности [6], [9]. Практика взаимодействия таких компаний не характеризуется, как проактивная, при этом их процессы в целом, и снабжения в частности, схожи и допускают обобщения [7], [2]. Государственные компании закупают материально-технические ресурсы (далее – МТР), необходимые для ведения основной деятельности, на основе единого законодательства, при этом сами закупаемые МТР пересекаются в части номенклатуры широкого применения. Даже в некоторых крупнейших компаниях все еще не выстроен сквозной процесс снабжения, в том числе из-за фрагментарности информационного ландшафта. Однако, среди российских отраслей, уже есть пример функционирующей цифровой экосистемы в виде Государственной информационной системы промышленности, которая обеспечивает информационный контур между государством и отраслью [1]. Актуальным становится вопрос необходимости изменений в подходах к цифровизации процессов снабжения государственных компаний, и конкретного исследуемого транспортно-логистического предприятия, в частности. По данным международного консалтингового агентства, уровень цифровизации отрасли составляет около 43%, что свидетельствует о её недостаточной оцифрованности [10]. Невысокий уровень отраслевой цифровизации связан со высокой сложностью и большим количеством участников связанных бизнес-процессов [5]. На базе транспортно-логистической корпорации проведено смешанное эмпирическое исследование среди 109 работников, в рамках которых выявлены проблемные области процессов снабжения, касающиеся целостности, прогнозируемости информационных и физических потоков, что влечет за собой задержки поставок МТР и риски срыва производственных программ. В рамках проведенного исследования обоснована актуальность и потенциал для цифровой трансформации процессов снабжения в части применения экосистемного подхода. Идея экосистем не нова, однако их применение в консервативных государственных компаниях является ключевым шагом для внедрения новейших технологий в условиях стремительных трансформаций [4]. Предлагаемая к внедрению экосистема, являющаяся источником качественных данных, формирует фундаментальную базу для развития предприятия в условиях цифровой трансформации. Стратегически важным этапом цифровой трансформации исследуемого предприятия является внедрение мультиагентной системы с элементами искусственного интеллекта (далее – ИИ-агенты) на базе экосистемы. Объединение данных и процессов в единой платформе, позволяет ИИ-агентам функционировать в роли цифровых помощников, автономно выполняющих ряд производственных задач, среди которых: прогнозирование спроса, оптимизация запасов, корректировка планов поставок [11]. ИИ-агенты предприятий могут автономно взаимодействовать в реальном времени и мгновенно принимать оптимальные решения в ответ на изменения многоуровневых логистических процессов. Применения ИИ-агентов сокращает задержки в цепочках поставок, повышает оперативность принятия решений, повышает точность прогнозированием спроса [12]. На основании схожести бизнес-процессов снабжения в государственных компаниях, выявленные проблемные области присутствуют и у других крупных участников национальной экономики [3]. При активной реализации мер по усилению цифрового суверенитета, текущий этап оптимален для реализации проектов цифровой трансформации в рамках программ импортозамещения [8]. Выводы исследования указывают на необходимость реализации цифровой экосистемы снабжения для всех участников процесса.