![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В своем труде «Истоки истории и ее цель» (1949) немецкий психолог и историософ К. Ясперс ввел понятие «осевого времени» как особого периода середины I тыс. до н.э., отмеченного как возникновением религий нового типа (этических монотеистических), так и философского теоретического знания. Это понятие было воспринято гуманитарной наукой (в египтологии, в частности, Я. Ассманом), однако предпосылки этой мировоззренческой трансформации не были раскрыты самим Ясперсом и не получили последовательного обсуждения в дальнейшем. Представляется целесообразным увязать эту трансформацию с той качественной переменой, которая произошла в жизни человечества на рубеже II и I тыс. до н.э. с началом железного века, приведшем как к повышению уровня жизни людей и снижению их зависимости от природы, так и к росту конкурентности внутри социумов и глобализации экономических и военно-политических процессов (ряд важных тезисов в связи с этим намечены в трудах И.М. Дьяконова). Что касается непосредственно Египта, ряд «предосевых» тенденций обнаруживается здесь, как, видимо, и у других ближневосточных цивилизаций, еще в Позднебронзовый век (например, «личное благочестие» эпохи Нового царства). Однако в I тыс. до н.э. их развитие стимулировалось не только (в известной степени, не столько) общими для человечества процессами, но и специфическими особенностями его развития (усиление фрагментации его общества в условиях ливизации военно-политической элиты; снижение ритуальной роли царской власти, приводящее как к ее закреплению за жречеством, так и к повышению значимости прямого взаимодействия людей с богами; общая нестабильность, порождающая востребованность культов благих божеств).