ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Характер героя складывается из его поступков и оказывается экзистенциальной реализацией сюжетного действия в единомоментном образе. Сюжет и характер взаимобуславливают друг друга и переходят друг в друга до полной диффузности Для эпохи Достоевского было традиционно выстраивать героя как социальный тип. При построении образа героя писатель-реалист выверяет соответствие характера 1) возможности совершаемого героем поступка; 2) степени усложненности его мышления. Главный прием Достоевского состоит в том, чтобы нарушать эти закономерности, опровергая предшествующие жанровые традиции. При этом он настаивает, что его герои – типичны («русская натура», «петербургский тип», «подпольный тип», «человек русского большинства»), в то время как большинство героев «пятикнижия» не принадлежат никакой среде, в силу своей асоциальности, и их появление в обществе, к которому они должны были бы (или хотят) принадлежать, неизбежно вызывает скандал. Перманентным принципом организации системы персонажей в «пятикнижии» является крайняя разобщенность героев. Герои Достоевского самой своей экспозицией задаются как «странные» (шуты, фанатики, чудаки, одержимые). Их предыстория броскими, специально подобранными фактами должна показать, что перед нами не ординарный человек. Представляя исключительных героев как характерных типов, Достоевский хочет выдать крайность за норму. У Достоевского герои первого и второго ряда сильно отличаются по функции и структуре. Второстепенные комические и сатирические типы наиболее близки к общеевропейской романной традиции. При этом Достоевский сталкивает героев различных литературных жанров. Однако главные герои-идеологи бунтуют против своей человеческой природы, против своего места в обществе, и как следствие, против своей жанрово-литературной основы. При всей их характерности у них нет устойчивого ядра личности, поскольку они строятся на совмещении противоположных качеств. Таким образом, структура героев образуется в смещении по двух смысловым осям противостояния: 1) между эгоистическим самолюбием героя (стремлением к самореализации) — и исповедуемой им идеей как реализацией смысла мира; 2) между «странностью», личностной исключительностью героя — и стиранием всех характерных черт при их взаимоотрицании в пределах одного характера, при его полном разбалансировании.