ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Принцип антропоцентризма, лежащий в основе познавательной деятельности человека, определяет центральное положение субъекта в художественном универсуме. Имеющие вербальную фиксацию субъекты художественного текста – повествователь и персонаж, взаимодействуя между собой, формируют субъектную модель повествования. Этапы репрезентации субъекта в художественном тексте, связанные с отсутствием общего поля знаний коммуникантов, находят свое формальное отражение в последовательности номинаций. Классическое повествование, основывающееся на максимальной связности составляющих его элементов, должно стремиться к такому типу организации рядов кореферентных наименований, который позволял бы читателю однозначно идентифицировать объект на всем протяжении текста. Сбои в рядах кореферентных номинаций, имеющие место в неклассическом нарративе, провоцируют возникновение референциальной неоднозначности и ведут к возрастанию текстовой энтропии. На материале рассказов В.В. Набокова выявлены два типа эгоцентрических включений в ряды кореферентых именований субъекта, обусловленные характером повествования. Первый тип немотивированных эгоцентрических включений реализуется в рамках третьеличного повествования, когда в цепочку именований персонажа посредством имени собственного, анафора, субстантивного выражения вторгается дейктическое местоимение первого лица с тождественной референцией. Второй тип эгоцентрических включений представлен в перволичном повествовании и связан с введением в цепочку именований персонажа, не задействованного в коммуникации, дейктического местоимения второго лица. «Эгоцентрические взрывы» в цепочках кореферентных номинаций являются одним из ярких стилистических приемов построения нетрадиционного нарратива, приводят к переключению повествовательных режимов и создают стереоскопический эффект.