ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Серьезная преграда на пути понимания крупных российских городов и в том числе Москвы — недостаточно подробная статистическая и социологическая база. Проект «Механика Москвы. Исследование городской среды», созданный Московским институтом социально-культурных программ, стал своего рода реакцией на эти сложности. Один из акцентов в данном исследовании был сделан на прояснении роли безопасности и социального капитала горожан. Одной из первых находок проекта стало то, что субъективные параметры безопасности не зависят от количества преступлений. Более того, в случае с субъективной оценкой безопасности наблюдается даже обратная корреляция с уровнем преступности в районах. Иными словами, те районы, в которых совершается меньше преступлений, чаще воспринимаются жителями как небезопасные и наоборот. При этом именно субъективные параметры безопасности более значимы при оценке жителями качества городской среды своего района. Спокойные по данным статистики, но очень небезопасные с точки зрения местных жителей районы стали заложниками своего негативного образа. Так, например, на 20% чаще люди хотят уехать из тех районов, где жители боятся гулять днем или ночью. Центр города, напротив, будучи одной из самых опасных по статистики территорий, самим жителям кажется безопасным. Поэтому москвичи в 2,5 раза чаще го¬товы отпустить детей гулять одних в центре города. Основными факторами, предопределяющими отношение к району, оказываются уровень знакомства с соседями и реальный опыт совместного с ними участия в решении проблем двора, дома или подъезда. В частности, в тех районах, где люди больше вовлечены в домоуправление и лучше знают своих соседей, уровень субъективной безопасности выше на 60-65%. Самыми защищенными себя чувствуют те, кто узнает большинство соседей в лицо. Наибольший же страх за безопасность у людей вызывает низкий уровень осведомленности — либо о самой территории, либо о людях, которые там живут. Чем активнее респонденты пользуются территорией своего района и чем больше людей узнают в лицо, тем менее опасным кажется им место проживания. Именно поэтому центр воспринимается как безопасный: горожане активно пользуются его пространством и хорошо знакомы с ним.