ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В докладе рассматриваются современные греческие народные легенды, зафиксированные с XIX века до наших дней, в которых рассказывается о происхождении топонимов, как известных повсеместно, так и имеющих только местное, ограниченное распространение, в том числе топонимм типа «могила Зевса» или «платан Гиппократа». В качестве материала для анализа используются многочисленные собрания народных нарративов из разных областей Греции, данные инернет-сайтов и полевые записи и фотографии автора. В греческой народной мифологии жива память о «древних людях», «гигантах», сумевших без труда построить великолепные архитектурные сооружения, сохранившиеся до наших дней. Особый интерес представляют нарративы о конкретных исторических персонажах или события древней истории, которые бытуют в определенных локальных традициях – в той местности, которая непосредственно связана с ними (рассказы о Гомере – на Хиосе, о царях Спарты – в Спарте, о Марафонской битве – в Марафоне, о дворце святой (!) Пенелопы – на Итаке, о темнице Сократа – в Афинах, о могиле Зевса – на Олимпе). Так, например, в нескольких зафиксированных в Марафоне и в Аттике текстах с особенной трагичностью описывается Марафонское сражение, и в одной легенде историческая действительность снова причудливым образом переплетается с реальностью, так что через историю с греческим вестником из Марафона дается объяснение двух местных топонимов: там, где оо остановился – Σταμάτα (дословно – «остановись»), а там, где душа его покинула тело - Ψυχικό (дословно – «душевное»). Древние времена, когда жили гиганты, Гомер, Сократ, Пенелопа, спартанские цари, являются для носителя современной греческой культуры частью их реальной истории, фольклорным относительно «недавним прошлым», так что оказывается, что могила легендарного древнегреческого хиосского поэта-сказителя поросла травой только «вчера».