ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Международная система образования внутренне противоречива и парадоксальна по многим характеристикам. И одно из главных противоречий состоит в том, что, с одной стороны, декларируется необходимость производить специалистов с высокими «компетенциями», а с другой – очевидно стремление сформировать массу лояльных работников, легко поддающихся манипуляции со стороны масс-медиа. С одной стороны, все больше становится людей, занимающихся научной деятельностью повседневно. Но, с другой стороны, как говорил Гераклит, «многознайство уму не научает». Специализация, разделение труда парадоксальным образом формирует большую прослойку людей, которые за пределами своей «компетенции» воинственно некомпетентны. Может показаться, что любой носитель здравого смысла легко определит, когда им манипулируют. Но момент выхода за пределы компетентности не осознается – именно потому, что за этим пределом компетентность и способность к самооценке отсутствуют. Обыденное сознание проявляется как обыденное за пределом своей обыденности. Как определить эту «точку перегиба»? На наш взгляд, граница проходит там, где индивид теряет субъектность – то есть перестает ставить и/или осознавать цель своих действий, уходит в сферу целеполагания других. И единственным способом осознания такой границы является разумная рефлексия - то есть осознание не только своей разделенности с другими действующими субъектами, но и возможности ее снятия в единстве, осознании общественной цели. Тем не менее, поскольку мы рефлексируем на границе потери рефлексивности и субъектности, постольку необходима определенная технология, рефлексивная процедура, позволяющая увидеть эту границу.