![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В предлагаемом сообщении мы попытаемся выявить различия в почитании обетных крестов в нескольких зонах на востоке Архангельской области: бассейне реки Пезы, реки Вашки и Мезенской Пижмы. Они расположены соответственно в нижнем, среднем и верхнем течении реки Мезень, в Мезенском и лешуконском районах. «Обетными» называют кресты, установленные «по обету». «Оветиться» (то есть дать «обет» и затем совершить что-либо «по обету») значит обратиться к богу с просьбой о разрешении какой-либо житейской сложной ситуации, а в случае её разрешения (или же предварительно) пообещать установить. В ходе экспедиции на реке Вашка (левый приток реки Мезень, протекающий в Удорском р-не Республики Коми и Лешуконском р-не Архангельской области) были введены в научный оборот многие впервые исследованные обетные кресты, а также изучено такое новое для исследователей явление как крестовые группы. Если в других регионах Архангельской области, даже в непосредственном соседстве с Вашкой, обетные кресты устанавливают, как правило, одиночно или же небольшими группами по 3-4 креста, то здесь обычным явлением являются крупные группы, насчитывающие до нескольких десятков крестов. В то же время исследователи святых мест коми В. В. Власова и В. Э. Шарапов фиксируют у коми почитание лишь отдельных обетных крестов. По этой причине нельзя исключать возможности, что мы имеем дело с уникальной локальной традицией русского Повашья. Ближайшие параллели многочисленных крестовых групп обнаруживаются в Литве (Гора Крестов) и в Польше (Грабарка). Часто крестовые группы располагаются возле небольших проточных водоёмов, вода из которых считается местными жителями целебной и святой. Параллели известны, в частности, в Пинежском и Каргопольском р-нах Архангельской области. Однако именно на Вашке данное явление представлено особенно рельефно. Также данная закономерность позволяет нам говорить о таком свойстве святых мест Вашки как принципиальная комплексность. В работах, затрагивающих тему почитания монументальных крестов на Русском Севере, обращалось внимание на подвижность границ между различными типами обетных крестов (помимо обетных разные исследователи выделяют такие категории как поклонные, намогильные, придорожные, прибрежные, охранные и др.). Собранный Экспедицией полевой материал, позволяет сделать вывод о принципиальной условности выделения различных категорий крестов. Приведём несколько примеров. Крест, расположенный в д. Ёлкино Мезенского р-на одним из информантов характеризовался как исключительно поклонный, на который не следует приносить обетные приношенияВ д. Калино Мезенского р-на обетный крест, располагавшийся на приусадебном участке одного из местных жителей, был перенесён после его смерти на могилу и установлен как намогильный (по сообщению информантов, это было сделано по воле умершего). В дерене Вожгора Лешуконского района находится почитаемое место «бабушкин пень», которое, как рассказывают старожилы, в прошлом было отмечено крестом. В настоящее время (на 2010 год) на месте нет и пенька, но зато имеется наряженная куколка, которой и делаются подношения. Она является символом бабушки-побываленки. В ряде аспектов почитания бабушки-побываленки можно усмотреть влияние ненецкой традиции почитания тундровых бабушек. В целом малонаселенный и сравнительно небольшой регион Русского Севера дает несколько различных традиций почитания обетных крестов, что может быть связано с иноэтничными влияниями.