![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Было предположено, что для верификации гипотезы мы протестировали 131 ребенка из Москвы и Казани (из них 66 мальчиков). Возраст детей варьировался от 49 до 101 месяца. Дети были выбраны из 2 когорт – воспитанники старшей групп ДОУ (88 человек, средний возраст 58 месяцев) и учащиеся первого класса (43 человека, средний возраст 95 месяцев). Для оценки когнитивного и речевого развития дети были протестированы по методикам NEPSY-II [Korkman 2007] для оценки регуляторных функций (зрительная рабочая память, слухоречевая рабочая память, тормозный контроль и когнитивная гибкость), тесту на вербальные ассоциации [Ахутина 2018], а также составляли рассказы по серии картинок, которые затем оценивались с точки зрения количества слов в рассказе, его макро- и микроструктуры. Для оценки уровня эмоционального развития применялся тест на понимание эмоций «Test of Emotion Comprehension» (ТЕС) [Pons 2000]. Для оценки чувства юмора мы использовали тест на понимание иронии [Köder, Falkum 2021] и методику «Забавные сюжеты» [Артемьева 2021]. Кроме того, дети были протестированы по субтесту на теорию сознания из NEPSY-II [Korkman 2007]. Полученные данные обрабатывались с помощью корреляционного анализа Пирсона, в результате которого были установлены следующие закономерности: 1) Наибольшее число корреляций было установлено с показателями возраста. Это неудивительно, поскольку значимый рост с возрастом, тем более, при переходе из ДОУ в школу был зафиксирован для всех параметров. Более детальные данные о динамике роста в разных группах мы сможем говорить, когда у нас появятся лонгитюдные данные. 2) Следующий показатель, который оказался связан с большинством измерений, - это зрительная рабочая память, что мы можем объяснить тем, что большинство методик детям предъявлялось в виде картинок, а зрительная рабочая память помогает удерживать зрительные стимулы и выполнять требуемые задания. 3) Способностью удерживать в памяти вербальную инструкцию объясняются и множественные корреляции слухоречевой рабочей памяти с другими показателями. 4) Когнитивная гибкость также оказалась значимо связана и с теорией сознания детей, и с выполнением ими методики «Забавные сюжеты», и с некоторыми нарративными показателями. 5) У тормозного контроля связи оказались малочисленными и в основном на уровне р < 0.05. 6) Общая способность к пониманию эмоций оказалась значимо связана со всеми речевыми показателями, теорией сознания, зрительной рабочей памятью и слухоречевой рабочей памятью. К сожалению, связи с пониманием иронии не выявлены, а с «Забавными сюжетами» выявлены ограниченно: на уровне значимости р < 0.01 есть взаимосвязь с категорией «образное несоответствие», «падение» и общим баллом за «чувство юмора». И на уровне значимости р < 0.05 – с показателей «прямые действия», причем корреляция также положительная. 7) Теория сознания оказалась значимо связана и с регуляторными функциями, и с эмоциональным развитием, и с речевым развитием, и с методикой «Забавные сюжеты», и даже с пониманием иронии, хотя и на уровне р < 0.05 8) Обращает на себя внимание, что ни у одной из категорий по методике «Забавные сюжеты» нет значимых корреляций с методикой «Понимание иронии». И вообще, у показателя «Понимание иронии» значимая корреляция выявлена только с возрастом. И отдельные корреляции на уровне р < 0.05. В целом мы можем сделать вывод, что когнитивное и эмоциональное развитие через теорию сознания связаны с чувством юмора у детей, однако методики на оценку чувства юмора у детей нуждаются в доработке и более тщательном обосновании. Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ № 24-18-00437