ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Российская Империя была сословным государством с разделением населения по правам состояния. Реформы Петра І и Екатерины ІІ усложнили стратификацию общества, усилили социальную дифференциацию. Это привело к закреплению привилегированного положения дворянства, которое, однако, благодаря Табели о рангах, не было замкнутым сословием. Соответственно, в XVIII веке возник вопрос о воспроизводстве благородного сословия и сохранении его этоса путём образования юношества, и были созданы первые закрытые учебные заведения для детей дворян (например, кадетские корпуса и институты благородных девиц). Всеобъемлющая реформа государственного управления, проводимая Александром І, требовала образования значительного количества просвещённых компетентных бюрократических и военных кадров, а также деятелей науки и культуры. Соответственно, начало XIX века ознаменовано новым этапом в развитии привилегированных школ: создаются лицеи, благородные пансионы, дворянские институты и т. п. В мужских закрытых школах необходимо было соблюдать баланс между двумя компонентами подготовительной программы: учебным, направленным на подготовку высшей бюрократии, и воспитательным, направленным на культивирование дворянской этики. Биографии выпускников закрытых учебных заведений Российской Империи подтверждают, что эти школы достаточно эффективно исполняли возложенную на них задачу воспроизводства национальной элиты: военной, бюрократической, культурной. В докладе рассматриваются привилегированные мужские закрытые школы Российской Империи (Царскосельский лицей, Пажеский корпус, Училище правоведения). Исследуется, с какими целями они создавались и на основе каких идей. Изучается соотношение между компонентами их программ. Анализируется роль закрытых учебных заведений в воспроизводстве национальной элиты: насколько они оказались эффективными и оправдали возложенные на них надежды. Проводится сравнение с аналогичными школами в других странах. Ставится вопрос о применении опыта элитных пансионов в современной России: насколько желательно и насколько возможно их возрождение, какую пользу это может принести, какие элементы достойны заимствования.