![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Образ женщины является древнейшей и универсальной категорией искусства. Однако в традиционной Корее, где женщина была только «мудрой матерью и доброй женой» (현모양처, хёнмо янчхо), живопись не могла сгенерировать многообразия типов женского образа. В колониальный период корейским мастерам пришлось быстро переосмыслять многовековую западноевропейскую художественную традицию, в этот время одним из основных подходов к раскрытию женского образа становится изучение социальных ролей кореянки, а также телесный аспект привлекательной красоты. В Северной Корее складывается абсолютно новая культурная реальность. Построение культуры КНДР приобрело выраженную политическую окраску, попав в прямую зависимость от идеологии. Культурное строительство в Северной Корее на начальном этапе полностью следовало образцам, заимствованным в СССР и КНР. С конца 1960-х гг. в КНДР разворачивается движение за установление идеологии чучхе, началась пропаганда собственных культурных и моральных ценностей и освобождение от советского и китайского влияния. С момента создания КНДР женщина была вовлечена в социалистическое производство, пропагандировался образ социально активной женщины. Позже, в рамках чучхеизации корейского общества женщина стала не только важным участником трудовой деятельности, ей надлежало также следовать традиционной модели, быть «мудрой матерью и доброй женой». Вследствие чего живопись КНДР породила ряд характерных типов женских образов. Большой популярностью пользуется образ патриотки, участвовавшей в партизанской антияпонской борьбе или борьбе с американским империализмом. Изображения молодой Ким Чен Сук, первой жены Ким Ир Сена, стали базовыми для формирования обобщенного образа партизанки-патриотки. Патриоткам по духу близки многочисленные образы женщины-солдата. В конце 1990-х – начале 2000-х гг. в КНДР развивалась «революционная солдатская культура», суть которой состояла в том, что военнослужащие ведут оптимистически образ жизни, именно поэтому в живописи женщины-военные всегда радостные и улыбчивые. К категории патриоток можно отнести и образы регулировщиц, так как они находятся на службе в милиции. Следующий, самый распространенный образ – женщина-труженица. Женские персонажи формируются в контексте их трудовой деятельности. Широко представлены образы колхозниц, а также работниц разных специальностей, выносливых, жизнерадостных, часто полнотелых и розовощеких женщин, естественных в своем поведении. Создавая особый идеал женской красоты, северокорейские мастера не увлекаются смещением гендерных ролей, излишняя маскулинность или брутальность обычно не свойственна корейским работницам. При этом важно, что социальная роль женщины раскрывается не только через перечень профессий, но и через тот факт, что она работает бок о бок с мужчинами, не уступая им в силе или смелости. Повышение уровня образования в КНДР и утверждение женщин в качестве специалистов в интеллектуальных или творческих профессиях также нашло свое отражение в живописи. Развивается тема женщин-врачей, инженеров, агрономов, учителей, воспитателей, архитекторов, музыкантов, художников. Живописцами воспеты не только трудовые будни, но и та жизнь, которую женщина проживает в свободное от работы время. Это сцены досуга и приятного времяпрепровождения. Образы героинь, отдыхающих от дел, пронизаны лирическим настроением, спокойствием, состоянием внутренней гармонии. Наиболее ярким примером архетипического образа женщины является образ матери. Социальная и духовная роль матери в жизни детей активно поддерживается чучхейской пропагандой; поощрение рождаемости, рассматривается как способ защитить государство. В этом свете интересны живописные сюжеты с Кан Бан Сок и Ким Чен Сук. Мать и жена первого вождя сыграли значимую роль в формировании образа идеальной корейской женщины. С точки зрения духовных символов образ матери в северокорейском искусстве не приобрел звучания «родины-матери», широко распространенный в советском искусстве. Эту функцию выполняет вождь. Простые корейцы называют Ким Ир Сена «обои» (어버이), он был и остается «родителями», «отцом и матерью» корейского народа. Живопись КНДР полна образами девочек, пронизанными живым чувством нежности и любви к маленьким героиням даже в подчеркнуто патриотических сценах. Пожилая женщина тоже присутствует в художественном искусстве Северной Кореи, но не является центральной героиней. Чаще всего это женщины-ветераны труда или ветераны войны. Следующая большая категория изображений – просто красивая женщина. В северокорейской живописи ярко отражена тенденция к поискам женской красоты как абстрактной категории. В галерее красавиц КНДР можно выделить определенный тип иконографии с фигурами героинь в полный рост, облаченных в национальный костюм, близкий к «портретам красавиц» (미인도, мииндо) эпохи Чосон. Художественные цитаты и стилизация подобных образов призваны обратиться к традиционным формам восприятия женщины в искусстве, акцентировать ее глубинную связь с национальной культурой. Особенностью красавиц КНДР является отсутствие разнообразия психотипов героинь, мастера редко создают выразительные психологические образы, в чем отражается отсутствие интереса к субъективному миру красавиц. А вот некрасивых женщин, вычурных, гротескных, уродливых, в северокорейской живописи нет вообще. Также нету и обнаженной натуры, так как она уводила бы художников от их главной цели – создания идеального с точки зрения чучхейской идеологии образа женщины-патриотки, труженицы, матери. Женщина мало представлена в отношениях с мужчиной. Главные мужчины, которых должны самозабвенно любить корейские женщины – это вожди. Живописных произведений на эту тему было создано бесконечное множество. В то же время проблема отношений полов не становится важным предметом осмысления северокорейских авторов. Подводя итоги, отметим следующее: живописи КНДР не присуща полифония женской образности, имеется тенденция к нейтрализации облика героини в угоду политическим установкам. В первую очередь мастера изображают патриотку, работницу, заботливую мать или женщину как отвлеченный идеал красоты.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Программа конференции | IVVK-progr-2024.pdf | 4,4 МБ | 18 сентября 2024 [VostrikovaEA] |