![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
С каждым годом сфера информационных технологии стремительно развивается, в связи с чем компании вынуждены прибегать к улучшениям процесса разработки программного обеспечения. В течение десятилетии индустрия программирования сталкивалась с различными вызовами, связанными с управлением проектами, сроками выполнения задач и изменяющимися требованиями клиентов, в ответ на которые возникли гибкие методологии, предлагая таким образом новый подход к созданию программного продуктов. До появления данных методологии, разработка программного обеспечения осуществлялась по жестким и предопределенным планам, где требования были прописаны на старте проекта. Однако, такой подход часто приводил к проблемам, когда требования менялись или не были полностью поняты заранее, что влекло за собой задержки, переработки и неудовлетворенность ожидании клиентов. Гибкие методологии разработки, такие как Agile, Scrum и Kanban, стали основой современной разработки программного обеспечения (Highsmith & Cockburn, 2001). Эти ме- тодологии подчеркивают неформальную коммуникацию, быстрые итерации и готовность к изменениям в процессе разработки. Agile был представлен в 2001 году и с тех пор стал широко применяемым подходом в индустрии разработки программного обеспечения. Гипотезы: · Гибкие методологии Agile по-разному влияют на мотивацию и вовлеченность разработчиков в выделенных группах · Субъективная оценка работы в проектах по разработке программного обеспечения с использованием Agile различаются Объект исследования: 143 респондента в возрасте от 18 до 65 лет, сотрудники российскои IT-компании - разработчики программного обеспечения. Предмет исследования: гибкие методологии в проектах по разработке программного обеспечения. Задачи исследования: 1) Провести теоретический анализ особенностей гибких методологий управления проектами по разработке программного обеспечения и психологических особенностей разработчиков (мотивация и вовлеченность) 2) Определить наиболее значимые показатели мотивации и вовлеченности в выделенных группах 3) Провести анализ взаимосвязей показателей мотивации и вовлеченности с выделенными группами, работающих в проектах по разработке ПО с разными гибкими методологиями 4) Эмпирически обосновать и описать влияние различных гибких методологий на показатели мотивации и вовлеченности Методы и процедура В исследовании приняли участие 143 респондента - разработчики программного обеспечения российской ИТ-компании. Из данной выборки были выделены группы по разным бизнес-направлениям компании, каждое из которых, отличается спецификой и используемой гибкой методологией. Некоторые из них были объединены в одну группу. В исследовании приняли участие 36 женщин и 107 мужчин, в возрасте от 22 до 63 лет со средним стажем работы около 10 лет. Выделенные группы: · Группа 1: состоит из 67 разработчиков. Включает в себя два бизнес-направления компании, которые занимаются разработкой авиационного программного обеспечения и работают с российскими заказчиками. Команда работает по методологии Agile, адаптированные под команду и модернизированные под конкретные проекты. · Группа 2: состоит из 26 разработчиков. Включает в себя одно бизнес-направление, которое работает по адаптированному под команду Scrum и единственные разрабатывают продукт по моделированию бизнес-процессов. Остальные команды занимаются аутсорсинговой разработкой программного обеспечения. · Группа 3: состоит из 22 человек. Команда работает по строгому Scrum, с наличием в команде Scrum-мастера, и разрабатывают программное обеспечение для медицинских лаборатории. Команда работает в зарубежном офисе с зарубежным заказчиком. · Группа 4: состоит из 28 разработчиков. Включает в себя направление по автоматизации бизнес-процессов и работают по методологии Kanban. Исследование включает анализ влияния использования различных гибких методологии на мотивацию и вовлеченность разработчиков программных продуктов. Для проведения данного исследования были использованы следующие методики: • Опросник "Диагностика процессуальнои мотивации трудовои деятельности" (Hackman, Oldham, 1975; в адаптации И.Н. Бондаренко, 2010). Этот опросник был использован для измерения процессуальнои мотивации трудовои деятельности участников исследования. Он базируется на работе Хэкмана и Олдхэма и был адаптирован Бондаренко. • Методика для измерения вовлеченности "UWES" (Schaufeli, Bakker, 2003; в адаптации Кутузовой, 2006). Данная методика была использована для измерения уровня вовлеченности участников исследования в рабочую деятельность. Она основана на работе Шауфели и Баккера и была адаптирована Кутузовой. • Опросник профессиональной мотивации (ОПМ-2) (Осин Е.Н., Горбунова А.А., Гардеева Т.О., Иванова Т.Ю., Кошелева Н.В., Овчинникова Е.Ю., 2017). Данный опросник был использован для измерения профессиональной мотивации участников исследования. Он был разработан Осиным и его коллегами.