![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Неотъемлемой частью политического процесса в Китае являются кампании по сбору аналитических данных по внешнеполитической тематике. В период в 2013—2014 гг. Си Цзиньпинем создан Центральный совет государственной безопасности (СГБ). Это партийный орган, возглавляемый Си Цзиньпином, координирующий всю государственную политику в области национальной безопасности. В подчинении СГБ созданы структуры, обеспечивающие эту институцию максимальным объемом информации, в том числе о внешних связях регионов, деятельности иностранцев и иностранных компаний и т. д. Ученым И.Е. Денисовым приводятся свидетельства из открытых источников о том, что Канцелярия СГБ активно заказывает аналитические материалы по внешнеполитической тематике [3, c.33]. В феврале 2023 г. представители Китайской Народной Республики, по косвенным данным связанные с Канцелярией СГБ, проявили интерес к состоянию продовольственной сферы России, поставив следующие вопросы: Негативное влияние санкций США и запада на состояние продовольственной сферы в России; Стратегия преодоления Россией трудностей, сопряженных с международным ростом цен на продовольствие, включая импортируемое в Россию; Прогноз задач, которые будут поставлены китайско-российскому продовольственному сотрудничеству; Претензии России к Китаю в области продовольственной безопасности. Анализ самого спектра поставленных вопросов позволяет сделать выводы, что в условиях смены мирового политического контекста Китай оперативно актуализирует свои сведения о перечне и состоянии текущих социально-экономических вызовов России по отдельным секторам экономики и на первое место в начавшемся календарном году ставит тематику продовольствия, так как для России продовольственная безопасность входит в понятие национальной безопасности. Вместе с тем, пока усилия представителей КНР сосредоточены на специализированных сегментах экономики, реальные перспективы российско-китайского сотрудничества находятся на пересечении секторов экономики и именно более широкий взгляд на отрасль позволит выйти на реализацию потенциала взаимовыгодного сотрудничества двух государств. Так, в узком смысле, понятие продовольствия связано исключительно с продуктами питания [2]. Рассматривая тематику в таком аспекте, мы наблюдаем следующее: 1) Россия имеет высокие показатели самообеспечения основными продуктами питания (мясо, молоко, яйца, рыба, картофель, овощи и бахчевые культуры) [6]. 2) санкции США и запада на продовольствие оказали непосредственно обратный эффект – положительное влияние на отрасль. Введенные западом ограничения ввоза продукции в Россию стали толчком к развитию отрасли продовольствия внутри страны, так как прежде качественные отечественные продукты питания не могли конкурировать по стоимости с продукцией такого же качества, импортированного из европейских стран. По предварительным данным Минсельхоза России, производство сельхозпродукции выросло более чем на 10%. И самые высокие темпы роста продемонстрировали именно фермерские хозяйства: они обеспечили 20-процентое увеличение объемов [5]; 3) увеличился спрос на российские товары со стороны стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, по предварительным данным, за период с января по октябрь 2022 года отгрузки российской аграрной продукции в азиатские страны дальнего зарубежья увеличились в стоимостном выражении на 14% (увеличение продаж рыбы и морепродуктов, подсолнечного и рапсового масла, мяса птицы и многих др.) [3]. Однако, понятие продовольственной безопасности трактуется как «состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов» [1], что в свою очередь обеспечивается полной инфраструктурой отрасли. В коммуникации с представителями пищевой промышленности удалось установить, что негативный эффект санкций выявляется в сфере процессных решений при производстве продуктов питания, так как отрасль находится в высокой импортной зависимости от иностранного оборудования и комплектующих. Российские дилеры оборудования для пищевых производств находятся в поиске альтернативных поставщиков оборудования и комплектующих в дружественных государствах (Китай, Индия). При этом, использование механизма «параллельного» импорта сохраняет риск «вторичных санкций», так как производитель имеет возможность косвенно отследить направление производимого им оборудования и комплектующих благодаря уникальности моделей и их артикулов для каждого рынка. Это открывает такие перспективы российско-китайского сотрудничества, как: 1) предоставление компетентных посреднических услуг в поставке требуемых оборудования и комплектующих, подразумевающее анализ и профилактику потенциальных препятствий; 2) формирование альтернативных предложений оборудования и комплектующих, производимых в Китае, которые способны встроиться в существующие производства без дополнительных реконструкций и финансовых вложений.