![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Современная наука неразрывно связана с экспериментами. Этот метод заключается в исследовании явлений в искусственно созданных и контролируемых учеными условиях. Очевидно, это отличается от наблюдения за явлениями в их естественном состоянии и развитии. В ходе таких экспериментов, которые часто носят название контролируемых, определенные явления могут быть многократно воспроизведены, а результаты проверены и уточнены. Однако в социальных науках, таких как экономика, возможности для таких экспериментов были сильно ограничены. В нашей методологической литературе первым обратил внимание на мысленные эксперименты В.А. Штофф. Он пытался раскрыть их роль с помощью ассоциаций с моделями. В естественных науках используется множество моделей, и роль моделирования очень значительна. Некоторые мысленные эксперименты, такие, например, как идеальный тепловой двигатель Карно, подпадают под приведенные описания. Однако здесь необходимо принять во внимание две вещи. Во-первых, во многих мысленных экспериментах ученые оперируют не теоретическими моделями, а конкретными объектами. Во-вторых, если ограничится включением мысленных экспериментов в конструктивное развертывание теорий, то вопрос об их априорной значимости снимается, поскольку такое развитие теорий вписывается в общую гипотетико-дедуктивную схему, не претендующую на априорность. Кроме того, чтобы понять роль мысленных экспериментов, важно, что существует множество экспериментов, которые направлены не на построение новых теорий, а на выявление методологических ограничений или несоответствий существующих концепций. Примером здесь может быть неоклассическая теория и ее нереалистичные, контриндуктивные предпосылки и аксиоматика. Наряду с собственно критическими, существуют также конструктивные мысленные эксперименты, в которых опровержение предыдущей теории сопровождается выдвижением и обоснованием какой-либо новой гипотезы. Для нас они представляют особый интерес, поскольку являются главными претендентами на роль поставщиков новых знаний. К этому типу относятся, например, "лифт" Эйнштейна, "связанные падающие тела" Галилея или "демон" Дарвина. Но что дают мысленные эксперименты, каково их значение в науке? Главная роль мысленных экспериментов заключается не в том, чтобы получить знания с помощью простого карандаша и бумаги, а в том, чтобы прояснить и проанализировать наше восприятие реальности и способ мышления. Эти эксперименты позволяют нам проверить и расширить понимание концептуальных конструктов и схем, используемых в повседневном опыте, научных знаниях и образовании. На сегодняшний день роль экспериментов в экономике, по-видимому, недостаточно изучена. Однако они встречаются, например, у истоков политической экономии: мысленный эксперимент Д. Юма, ставящий под сомнение меркантилистскую теорию накопления золотых монет, в котором философ предлагает представить ситуацию для жителей Англии, когда количество денег удваивается за ночь, или наблюдается обратное уменьшение их в обращении. В социальных науках, как и в естественных, можно выделить конструктивные и критические мысленные эксперименты с их основными разновидностями. Однако критерии условий экспериментов, их контролируемости и повторяемости и т.д. заметно уступают тем же мысленным экспериментам в физике. В экономике прототипами мысленных экспериментов являются скорее стили реальных экспериментов в менее строгих науках, таких как психология, биология и физиология. Мысленные эксперименты позволяют оперировать с отдельными конкретными объектами в некоторых воображаемых заранее известных и ограниченных ситуациях. Они являются аргументом в пользу выбора теорий, пересмотра укоренившихся идей и уточнения используемых концепций.