ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
СПЭК 2024 Кибернетическая безопасность, кибериммунитет и технологический суверенитет В своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации от 29 февраля 2024 г. поставил задачи национальной безопасности, технологического суверенитета, научного лидерства в области экономики нового технологического поколения, нооэкономики как конструирования новой социально-экономической реальности. Бесспорно, актуальными проблемами в условиях глобальной цифровизации, турбулентности, гибридной войны являются кибернетическая безопасность, кибериммунитет и технологический суверенитет. Целью исследования является кибернетическая безопасность, кибериммунитет и технологический суверенитет. В соответствии с ней поставлены следующие задачи: выявить особенности применения технологии блокчейн в российском финансовом секторе в контексте противодействия киберпреступлениям; оценить степень развития институтов обеспечения кибербезопасности и кибериммунитета в финансовом секторе на национальном уровне; выявить институты обеспечения кибербезопасности финансовой системы РФ в контексте криптовалют. Теоретико-методологической основой разработки вышеуказанной темы доклада являются документы «Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег – ФАТФ» (Financial Action Task Force - FATF), Банка России, а также труды российских учёных по кибериммунитету и кибербезопасности А.С. Петренко, М.П. Воронова, В.П. Часовских и зарубежных авторов в области исследования технологий «четвертой промышленной революции» Н. Дэвиса, К. Шваба и др. В написании доклада использованы междисциплинарный, институционально-экономический, статистический методы исследования, а также контент-анализ. Результатами исследования стало, во-первых, выявление институтов противодействия киберпреступлениям в контексте оборота криптовалют в России, которые находятся в стадии становления. Эти институты в настоящее время фрагментированы и не согласованы между собой, что препятствует обеспечению национальной кибербезопасности. Во-вторых, при всей незрелости институциональной инфраструктуры обеспечения кибербезопасности в России существуют потенциальные инструменты развития кибериммунитета. Примером тому является разработка в Российской Федерации цифровой технологии «прозрачный блокчейн». На его основе выявляются и анализируются схемы незаконного оборота криптовалюты, в результате чего в Росфинмониторинг передано порядка 70 тысяч сообщений о подозрительных операциях в криптовалюте, до суда доведено несколько десятков уголовных дел, в т.ч. связанных с коррупцией. В-третьих, удалось установить, что разработанная с учётом системного и дополняющего его институционально-экономического подходов, а также передовых практик инфраструктура обеспечения кибербезопасности, кибериммунная система позволяют укрепить стабильность и повысить эффективность функционирования цифровой экономики в России. В целом, в России имеется потенциал обеспечения кибернетической безопасности, технологического суверенитета и кибериммунитета, идет интенсивный поиск и разработка механизмов их реализации.