![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В статье рассматривается современное состояние инновационной политики в России, раскрываются ее особенности и результаты реализации, выдвигаются предложения по ее дальнейшему развитию. Инновационная политика и связанные с ней институциональные механизмы и стратегии являются важным инструментом для страны на пути к совершенствованию независимого инновационного потенциала.Государственная политика России в области научнотехнических инноваций направлена на применение науки и техники, а также на стимулирование научных исследований и интеграцию науки и образования[1]. Россия укрепила национальное управление наукой и технологиями. Правительство ввело ряд национальных инновационных политик в области науки и техники, чтобы способствовать восстановлению и процветанию науки и техники страны, чтобы подняться из затруднительного положения. Утверждена Постановлением Правительства № 377 от 29 марта 2019 года. Правительство России опубликовало новую госпрограмму «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» на период до 2030 года, в котором «наука и технологии» рассматриваются как ключевой инструмент для решения многих национальных, глобальных, экономических и социальных проблем и который направлен на реализацию развития, основанного на знаниях, посредством продвижения интеллектуального потенциала и технологических инноваций и модернизации. Структурная трансформация и технологическая модернизация, совершенствование модели экономического развития, основанной на знаниях. Россия придает большое значение фундаментальным исследованиям.С точки зрения исторического развития фундаментальные научно-технические исследования России оказали очень важное влияние на развитие мировой науки и техники, у нее огромный научный коллектив, многие достижения фундаментальных исследований и разработок находятся на передовом мировом уровне. Однако, судя по развитию в последние годы, условия фундаментальной науки в России уже не являются благоприятными, и вновь стимулировать потенциал научно-технических кадров сложно. Система фундаментальных исследований сталкивается с трудностями.Ближайшие 10 лет станут ключевыми развитием российской науки и техники. С 2019 по 2030 год правительство России инвестирует в общей сложности 10 трлн рублей (около 159,6 млрд долларов США) в поддержку научно-технических инноваций и фундаментальных исследований, а также в содействие комплексному развертыванию инновационных цепочек и применению цифровых технологий в современной экономической системе[4]. С 2017 г. в национальной инновационной политике России в области науки и технологий появилось много новых черт, в основном с точки зрения стратегии развития науки и технологий, применения и статуса, а также доли финансирования научных исследований. Национальная инновационная политика России в области науки и техники, реализует комплексную стратегию продвижения[2]. Стратегия всестороннего продвижения является идеальной стратегией научных исследований, охватывающей все аспекты научной и технологической сферы. Долгосрочная реализация этой стратегии поможет создать надежную систему научных исследований и разработок, стимулировать развитие науки и технологий и развивать таланты для научно-технического развития, что может повысить конкурентоспособность страны на международном уровне. Национальная политика России в области научно-технических инноваций рассматривает науку и технику, как важную опору национального развития с точки зрения применения и статуса, подчеркивая тесную связь между наукой и техникой и экономическим и социальным развитием.Россия всегда придавала большое значение фундаментальным исследованиям в области науки и технологии. Ряд звеньев, таких как исследования, разработки, эксплуатация и совершенствование науки и техники, неотделимы от финансовой поддержки, а финансовая поддержка является важным содержанием политики научно-технических инноваций. Исследования показывают, что, хотя объем инвестиций в НИОКР в России увеличивается из года в год, на интенсивность инвестиций в НИОКР влияет экономическое развитие, и общее изменение незначительно[3]: в 2000 г. она составила 1,05 %, в 2010 г. - 1,13 %, в 2020 г. - 1,10 %. В последние годы интенсивность инвестиций в НИОКР колеблется между 1,0% и 1,1%, и существует большой разрыв с основными развитыми странами мира[5]. Реализация инновационной политики в России за последние годы добилась важных результатов. Среди 132 стран, ранжированных в ГИИ-2022 по уровню инновационного развития, Россия занимает 47-е место, демонстрируя укрепление позиций по показателям результативности[6]. Россия должна и впредь придавать большое значение фундаментальным исследованиям и оригинальным инновациям как источнику национальных научно-технических инноваций и основе долгосрочного развития. Исходя из этого, Россия имеет глобальные преимущества в некоторых традиционных фундаментальных исследованиях, таких как математика, физика, химия, наука о Земле, космонавтика и других областях, и долгое время сохраняет свое первенство и самобытность. Кроме того, совершенствование механизма оценки и поощрения научно-исследовательского и инновационного вклада является одной из важных мер, на которые необходимо обратить внимание России, благодаря этому механизму может быть создана открытая и справедливая конкурентная и институциональная среда для научных работников.