![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Характеризуя уместность разговора о русофобии в контексте нашего анализа феномена "ойкофобии", следует сделать несколько важных предварительных уточнений. С одной стороны очевидно, что такой разговор уместен лишь в отношении тех, кто имеет основания считать Россию своим «домом», пусть даже вынужденным и нежеланным, кто, другими словами, может быть отнесен к «русским» или «россиянам» в широком смысле, будь то по этническому, культурному или сугубо юридическому основаниям. Это ограничение ставит перед нами вопрос о русофобии не столько как о внешнем отношении к русским и России, но в первую очередь как о определённом комплексе умонастроений в самом российском обществе. С другой стороны, не менее очевидным представляется утверждение о том, что этот внутренний конфликт непременно русского человека… в значительной степени обусловлен результатом синтеза русской этнической культуры с интеллектуальной культурой Европейской Цивилизации, который был вызван диссонансом осмысления русских этнокультурных особенностей. Интеллектуальные истоки и смысл русофобии в рамках истории отечественной философско-политической мысли в решающей степени имеют зарубежное происхождение, так что интересующий нас феномен не может быть понят без обращения к первоисточникам, имеющим инокультурное происхождение. Наконец, как и в отношении ойкофобии как таковой, не следует искать симптомы русофобии во всяком неприязненном высказывании или оценке, адресованных России и русского народа, не говоря уже о любых проявлениях критики тех или иных страниц истории страны, традиций и обычаев, общественных и политических практик. Представляется, что мы имеем все основания, чтобы увидеть в русофобии явление другого порядка: цельную идеологию, то есть особый комплекс идей и концепций, имеющий свою структуру, свою систему понятий и свою историю генезиса и развития в отечественной и западной культуре, а также свои типичные проявления. Такой подход ставит задачу исследования структурного своеобразия русофобской идеологии, её составляющих и её исторические источники. Каковы были те идейные и исторические элементы, из которых возникла идеология русофобии? Как она развивалась и распространялась? В чём она проявляется в наши дни и с чем связана? Представляется также необходимым сформулировать общие критерии выявления русофобии, которые могли бы применяться не только в области науки, но и в сфере государственного законодательства, ведь противодействие распространению русофобии и в России, и в остальном мире – политическая задача, значимость которой уже трудно отрицать. Кроме того, само изучение того, что есть русофобия, каково отношение к русским у других народов и чем оно обусловлено, может оказать немалое влияние на формирование современной русской идентичности.