![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
13 февраля 2023 г. исполняется 150 лет со дня рождения легендарного и феноменального оперного певца, всемирно известного артиста Федора Ивановича Шаляпина (1873- 1938). По свидетельствам современников голос певца обладал уникальной выразительностью, невероятной энергией и силой. Голос Шаляпина — неоспоримый феномен в мировом вокальном искусстве. В книге В. П. Морозова «Резонансное пение» приведена показательная цитата из статьи 1932 г., опубликованной в популярной чешской газете «Narodni listy»: «Искусство Шаляпина — это явление, какого мы никогда прежде не встречали, его нельзя объяснить и описать словами! Им начинаются и кончаются все теории о пении и исполнительском искусстве, и до сего времени нет другого певца, вокруг имени которого сверкал бы подобный ореол преданий и сказаний, в совокупности создающих легенду об артисте. Нет равного ему, поскольку такое сочетание глубокого художественного интеллекта, горячего и искреннего чувства, бесконечной творческой пытливости, а главное Божьей искры подлинного гения и удивительного личного обаяния - неповторимо!» [1, с. 117]. В книге «Маска и душа» Федор Иванович мало пишет о своем голосе и вокальной технике, делая акцент на практике исполнительского искусства. О его выдающемся таланте и искусстве создания художественного образа свидетельствуют многочисленные высказывания других крупных музыкантов, в числе которых И. С. Козловский, написавший следующие строки: «Имя — Федор Шаляпин — не только не забыто, но, наоборот, обретает как бы все новое содержание. Обретает и звучание все более громкое и наполняется смыслом все более огромным <. . . > Шаляпин — и в своей красоте, в стиле своего народного, покоряющего таланта, и в той неповторимой драме, на которую обрекла жизнь этот великий, более того, гениальный талант, — сегодня постигается нашим выросшим за эти годы сознанием <. . . > В самом деле: трудно представить себе фигуру более трагическую, чем Шаляпин, при всем том, что всю жизнь он слышал и чувствовал слова, сказанные Стасовым: “Радость безмерная!”. Эти слова — благодарность Шаляпину за его труд, за его талант, за его творчество — подлинно отображают отношение к Шаляпину не только прогрессивной России, но и всего мира...» [1, с. 118]. 1 Конференция «Ломоносов-2023» Полетность и кантиленность звучания голоса Шаляпина были поразительны, его сравнивали с «пением» скрипки А. Страдивари. Однако феномен успеха Федора Ивановича заключался не во владении всевозможными техническими приёмами исполнения, а в том, что певец прекрасно осознавал тот факт, что голос — это многоуровневое звено развития личности. О силе голоса Шаляпина ходили легенды: якобы его верхние ноты способны были «разбить» граненый стакан. Однако уникальность голоса Федора Ивановича состояла не только в несомненной мощи его природного звучания, но и в выдающемся актерском даре певца, сочетающем игру драматического артиста со способностью передавать в музыкальной интонации тончайшие нюансы образов героев оперных произведений. Покоряло слушателей и безупречное владение Шаляпиным вокальной техникой, он мог петь на mezza voce (итал. - вполголоса) и мастерски играть певческой интонацией, решая при этом все сценические задачи. Его голос великолепно звучал на четыре f orte, но не менее прекрасно и на pianissimo. Искусство Шаляпина разрушало все стереотипы о басе, его голос принадлежал к типу лирико-драматических, обладающих всеми спектрами красок и богатством звучания. Феномен голоса Шаляпина заключается также и в том, что он тщательно работал над фразировкой в оперных партиях, романсах, песнях, так как был уверен, что только благодаря ее осознанию и правильной реализации в вокальном звучании, возможно создание целостного образа и достижение полного взаимопонимания со слушателем. Певец придавал особое внимание безукоризненной дикции, поскольку считал донесение слов, смысла и содержания произведения главной задачей музыканта. Голос Шаляпина — это мастерство разнообразного перевоплощения, игра со множеством тембров, характеров, это великое искусство, которое нам еще предстоит постигать десятилетиями. Источники и литература 1) 1.) Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. — М.: ИП РАН, МГК им. П. И. Чайковского, Центр «Искусство и наука», 2002. — 496 с. 2) 2.) Шаляпин Ф. И. Маска и душа. — СПб: Азбука, 2021. — 352 с.