ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Вклад Эммануэля Левинаса в онтологическую мысль второй половины XX века колоссален. Потенциал произведённых им философских открытий огромен, и исследователи, осмысляющие наследие Левинаса сегодня, открывают всё новые и новые грани его учения, обнаруживая влияния Левинаса в самых неожиданных областях современной культуры. В ходе работы над своим диссертационным исследованием я обнаружил оригинальную интерпретацию учения Левинаса в актуальном греческом богословии. Так, митрополит Пергамский Иоанн Зизиулас, православный греческий богослов и епископ Константинопольской православной церкви, основываясь на онтологических разработках Левинаса, предложил собственное богословское учение об инаковости. Я подготовил доклад о книге И. Зизиуласа «Общение и инаковость», в которой наиболее полным образом раскрывается богословская концепция автора, и попробую в ходе своего повествования указать, с одной стороны, на идеи Левинаса, положенные в основу этого богословского учения, а с другой стороны, проанализирую богословские выводы, которые концептуальный инструментарий Левинаса позволяет сделать И. Зизиуласу. Значимость современного богословия для живой онтологической мысли заключается в том, что богословие — это обширная область, развитие которой напрямую связано с разработкой онтологических категорий. И если некогда философии отводилась скромная роль служанки подле теологии, то сегодня, как я постараюсь продемонстрировать в своём докладе, онтология очерчивает горизонты, к покорению которых богословие может стремиться десятилетиями. Более того, богословское учение И. Зизиуласа перерабатывает привычные нам онтологические конструкции в программу церковных преобразований. Можно сказать, что богословие у него функционирует подобно плоскости, в которой онтология обретает практический характер. Опираясь на учение Левинаса как на набор онтологических аксиом, И. Зизиулас устремляется в самое пекло богословских дискуссий современности, предлагая нетривиальные решения таким актуальным для православной церкви проблемам, как осмысление тринитарного богословия, судьба экуменического движения, межрелигиозный диалог. К тому же И. Зизиулас с позиций философии Левинаса производит переоценку наследия таких раннехристианских богословов, как Великие каппадокийцы, Максим Исповедник, Блаженный Августин и Григорий Палама. Наконец, в своей работе И. Зизиулас разрабатывает и собственно философские проблемы, среди которых значатся онтология идентичности и антропология личности. Онтологический анализ этих и многих других тезисов И. Зизиуласа позволит нам пролить свет на ту роль, которую играет онтология в современном православном богословии.