ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Воображение и фантазия являются основой художественного творчества, а его сутью – создание воображаемых миров. С понятием воображаемого мира соотносится и виртуальная реальность, в современной виртуалистике определяемая не только как порождение IT, но и как «среда» реализации специфической «действенности»: на основании этимологического анализа виртуальность связывается со способностью оказывать воздействие (В.И. Шереверов). Исследования продуктивного воображения в современной когнитологии дают основание полагать, что воображение – это не только неотъемлемая составляющая познавательного процесса, но и коррелят реальности особенного типа, выходящей за рамки традиционного понимания субъективно-идеального. Предпринятая в последние годы онтологизация категории воображения (М.С. Каган) связана с этой его характеристикой. Так, в обсуждении вопроса о соотношении материального и идеального немаловажным аргументом становится способность сознания оказывать воздействие на телесность (эффект плацебо). Подобная «магия мозга», это очевидно, невозможна без воображения. Эффекты трансформации налично-данной реальности приписываются и системам киберпространства. Его уместно рассматривать лишь как одну из сред манифестации виртуальности, принципиально разделяя понятия виртуальности и виртуализации (распространение Интернета). Их отождествление ошибочно и связано с тем, что наиболее явными «виртуальные» эффекты стали с развитием инженерных технологий - экранных искусств и сферы IT. В постмодернистской философии в связи с их осмыслением возникает термин гиперреальность: технически создаваемые визуальные образы обладают большей «жизненностью», чем объекты реальной жизни. Таковыми свойствами обладает и киберпространство, что подтверждают случаи «виртуальных измен» и физического истощения геймеров у экранов компьютеров, забывающих о реальном течении времени. Однако то, что постмодернисты назвали «гиперреальностью» было открыто и выражено еще Оскаром Уайльдом: не искусство подражает жизни, а жизнь – искусству. Способность оказывать воздействие, создавая художественные образы более жизненные, чем сама жизнь, устанавливается им как свойство искусства в известном эссе «Искусство лжи». Было бы большим заблуждением связывать подобные свойства объектов искусства только с определенными его видами – пластическими или экранными. Действительно, изменение восприятия пространства и времени, способствующее переживанию соответствующих психологических состояний, наиболее ярко в случае с кинематографом или театром. За час киносеанса мы получаем жизненный опыт, на приобретение которого в реальной жизни могли бы уйти годы. Однако разве результат погружения в реальность искусства – катартическая разрядка – зависит от вида искусства? Литература может давать не менее интенсивный опыт, но требует, пожалуй, более утонченной способности к воображению¸ чем создающее эффект реальности кино - исключительно за счет техники. Это подтверждается и тем, что самый мощный катарсис способна вызывать классическая музыка, в которой форма совпадает с содержанием, то есть какое-либо эмпирическое содержание отсутствует полностью. Однако виртуальный эффект ее (сила воздействия) наблюдается подчас самым непосредственным образом. Музыка может оказывать как психологически разрушающее, так и усиливающее действие (воодушевление, вызываемое военным маршем, к примеру). Таким образом, можно сделать вывод, что виртуальное измерение искусства предпосылает катарсис, и целью художественного творчества, вне зависимости от культурно-исторического момента и эстетических мод, является именно придание объектам искусства качества виртуальности: последнее – один из критериев эстетической ценности.