ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Аннотация: Статья посвящена проблеме составления лингвокультурологического минимума (ЛКМ) для иностранных учащихся-филологов 3-4 сертификационного уровня владения русским языком. Предлагается классификация включаемых в ЛКМ когнем – лексических единиц с ярко выраженным фоновым компонентом, обладающих способностью аккумулировать знания, – на основании их лингвометодической значимости, т. е. способности становиться единицей обучения в иностранной аудитории, которая складывается из их когнитивной и коммуникативной значимости для национальной языковой картины мира русских. Описываются критерии и экспериментальные способы выделения единиц ЛКМ, которые апробируются на материале русских народных сказок из сборника А.Н. Афанасьева – прецедентных текстах (ПТ) особого типа. В качестве анализируемых единиц выступает один из типов специфичных отсылок к этим ПТ – онимы сказок, выполняющие в речи символьную, экспрессивную, оценочную функции. Описываются этапы проведения среди носителей русского языка опроса и ассоциативного эксперимента, направленных на выявление когнитивно и коммуникативно значимых онимов русских народных сказок. Приводятся примеры заданий, основанных на функционировании онимов в устной и письменной речи. Результаты проведенных экспериментов представлены в виде списка когнем, которые должны быть включены в ЛКМ для продвинутого этапа обучения русскому языку как иностранному (РКИ). Ключевые слова: билингвальная личность; лингвокультурологическая компетенция; лингвокультурологический минимум; лингвометодическая значимость; прецедентный текст.